Цель и мотивы деятельности

Цель и мотивы деятельности

Мотивы и цели в психологии

Психология

Цель — это осознанный, запланированный результат деятельности, субъективный образ, модель будущего продукта деятельности. Иными словами, цель — это то, чего мы стремимся достичь.

Цель организовывает, побуждает человека к деятельности. Как утверждал А.Леонтьев, развернутая деятельность предусматривает достижение конкретных целей (в определенной последовательности). Чем более дифференцирована общая (конечная) цель, чем больше выделено этапов и конкретных промежуточных целей, тем легче работать. Достижение определенной промежуточной цели (завершение определенного этапа деятельности) создает ситуацию успеха, дает эмоциональный заряд, побуждает к конечной цели, усиливает мотивацию человека.

Например, я поставил перед собой цель стать мастером спорта. Эту конечную (общую) цель я конкретизировал на этапы (промежуточные цели): освоить некоторые технические приемы, развить свои физические кондиции, скорость и т.п. Достигнув некоторой промежуточной цели (например, овладев каким-либо техническим приемом), я ощущаю прогресс, я доволен. И это вдохновляет меня.

Выделение промежуточных целей имеет существенное мотивационное значение. Достижение очередной промежуточной цели усиливает мотивацию к деятельности.

Соотношение мотивов и целей деятельности заключается в том, что мотив выступает как причина (побуждение) постановки тех или иных целей. Чтобы поставить перед собой цель, необходимо иметь соответствующий мотив: самоутверждение, самореализация, материальный стимул, интерес к содержанию деятельности и т.п.

Например, такая цель, как получение высшего образования, может быть вызвана определенными мотивами (мотивом самоутверждения, материального обогащения и др.). А цель победить на соревнованиях, которую ставит перед собой спортсмен, детерминируется другими соответствующими мотивами.

Цель, как правило, детерминируется несколькими мотивами

Например, цель поехать за границу может побуждаться такими мотивами, как материальный и познавательный интересы, стремление контакта с интересными людьми и т.п.

Проанализируем желание студента получать высокие оценки. Цель хорошо учиться может детерминироваться различными мотивами: интересом к знаниям, стремлением избежать наказания и упреков родителей либо получить одобрение от взрослых. Каждого ученика (студента) побуждает к получению позитивных оценок определенный, свойственный только ему, комплекс мотивов. Зная, какие мотивы определяют стремление человека получать высокие оценки, можно успешно руководить его учебной деятельностью. Понимание мотивации ученика помогает учителю развивать у школьника социально желательные мотивы учебы (ведь значительно лучше, когда активность побуждается таким мотивом, как интерес к знаниям, чем стремлением избежать наказания и упреков взрослых).

Побуждающее действие конкретных и общих целей

Поскольку цели тесно связаны с мотивами, они, как и мотивы, побуждают человека к деятельности. Постановка цели стимулирует человека прилагать соответствующее усилие для ее достижения.

Чем конкретнее цель, тем сильнее она побуждает к выполнению деятельности. Общие цели, пока они не конкретизированы, часто имеют характер деклараций и не стимулируют к деятельности. Конкретизация цели, разработка промежуточных целей (этапов) и средств их достижения — важный мотивацион-ный фактор.

Цель написать книжку так и останется декларацией (или желанием), пока ее не конкретизировать, не расписать этапы и средства ее достижения. Например, когда вы .ставите перед собой конкретное задание (в течение мая написать один раздел учебника, ежедневно писать по одной странице), то это сильнее будет побуждать к деятельности.

Значительно сильнее побуждает цель стать мастером спорта в случае, если вы разработаете этапы и средства ее достижения. Сильнее будет стимулировать к деятельности наличие четкого задания, например — проработать в течение месяца определенный технический прием. Важное мотивационное влияние в таком случае будет иметь достижение промежуточной цели: ведь это успех, позитивный результат, который будет побуждать достигать следующие цели.

Зависимость побуждающей силы цели от числа детерминирующих ее мотивов

Чем большее число мотивов детерминирует цель, тем сильнее она побуждает к деятельности. Цель, подкрепленная большим числом мотивов, будет сильнее влиять на деятельность человека.

Например, когда цель успешно сдать экзамен побуждается каким-либо одним мотивом, например исключительно желанием получать стипендию, то она будет иметь меньшее влияние, чем в том случае, если эта цель подкреплена большим числом мотивов. Актуализируя дополнительно мотивы самоутверждения (стремление продемонстрировать всем, на что я способен) и саморазвития (осознание необходимости приобретать знания для использования их в работе над собой), можно увеличить мотивационное влияние цели.

Читайте также:  Свекольный квас рецепт приготовления в домашних условиях, советы

Побуждающее влияние близких и отдаленных целей.

Сильнее, как правило, нас побуждают к деятельности близкие цели. Например, цель — проработать завтра определенный раздел учебника — будет побуждать вас сильнее, чем цель -прочитать две книжки для сдачи экзамена. В последнем случае можно постоянно откладывать работу «до следующего понедельника». Далекая цель (например, стать в будущем мастером спорта) также имеет меньшее побуждающее влияние, чем близкая цель — проработать в течение недели один технический прием. При наличии конкретной и близкой цели слабее соблазн отложить ее выполнение на будущее.

Мотивы и цели в психологии

Цели и мотивы деятельности

Деятельность начинается с определения объективного явления — целые. Цель выступает не как зеркальное отражение явления, а как переработанная личностью динамическая модель будущего результата деятельности. Действия, су укупнистю которых определяется деятельность, управляются и регулируются ее мстою. Это четко можно проследить, наблюдая за работой кузнеца. Чтобы изготовить свое изделие, в процессе трудовой деятельности кузнец постоянно контролирует силу, ритм и направление удара молота зависимости от того, что он хочет изготовить из кусочка металла. Целью деятельности выступает. ЕЕ продукодукт.

Вторым звеном структуры деятельности выступают мотивы. Эта категория уже рассматривалась в структуре личности, но, учитывая психологический постулат единства сознания, личности и деятельности, мотивы и нужно рассматривать и в ракурсе процесса деятельности случае мотив выступает как психическое явление, является осознанным толчком к определенной деятельности и побудительной причиной диії.

Мотив тесно связан с целью, потому что он побуждением или устремлениям достичь ее. Но мотивы могут отделяться от целей и перемещаться на саму деятельность (игра, работа»из любви к искусству») аб потому на один из ее результатов. Мотивы человеческой деятельности очень многогранны, поза как вытекающие из различных потребностей и интересов, которые формируются у человека в процессе общественного жизненнольного життя.

Мотивы человеческой деятельности могут быть разнообразными: органические, функциональные, материальные, социальные, духовные

Тип мотива характеризуется доминирующим видом деятельности. Мотивы делятся на потенциальные и актуальные. Различаются они между собой по мере включения в структуру деятельности

Существует интересная теория. А. Адлера (1870-1937), согласно которой ведущим мотивом человеческой деятельности является»врожденное стремление к превосходства, к власти»Он считал, что источником данного стремления является чувство неполного ноцинности, присуще каждому человеку, и попытки компенсировать свои слабости и развивать неполноценные функции. Непосредственно своей деятельностью и»делами»человек стремится преподнести себя в глазах окружая х и в собственном представлении о себсному уявленні про себе.

Следующим звеном схемы деятельности выступает способ ее выполнения. Он зависит от целей и мотивов и, учитывая их, выполняется соответствующими навыками и умениями

Заключительная подструктура деятельности — это ее результат, основной особенностью которого является его соответствие цели

Все структурные компоненты деятельности выступают в различных формах своего проявления, в сознании личности и ее поведении

Виды деятельности

Деятельность очень разнообразна по проявлениями своих видов. Первый вид человеческой сознательной деятельности — это игра. Это специфический вид. Он является не только выражением определенного отношения личности к окружающему с среды, но и источником разрядки напряжения, возникшего под влиянием актуальных потребностей человекини.

Игровая деятельность — это вид осознанной деятельности, где целью является субъективное удовольствие от процесса самой игры. В основном игровая деятельность наблюдается у детей. В игре впервые формируется и проявляется ся потребность ребенка воздействовать на мир. Игра имеет развивающее значение, а также выступает способом реализации детских потребностиреб.

Различают несколько типов игр

Индивидуальные игры представляют собой деятельность, которую выполняет один человек. Групповые игры включают в свой процесс нескольких индивидов. В предметную игру включены некоторые предметы. Сюжетные игры разворачиваются за некоторый ним сценарию, воспроизводя его основные детали. Ролевые игры ограничивают деятельность человека ролью, которую она берет на себя. Игры по правилам регулируются определенной системой требований к деятельности ее учасникиників.

Труд — это ведущий вид человеческой деятельности, направленный на производство определенных общественно полезных, материальных или идеальных продуктов. Предметом психологического познания выступают компоненты труд шего деятельности и условия, в которых она происходит (как внешние, так и внутренние). Цель деятельности лежит в продукте ее конечного результата. Конечно, мотивом трудовой деятельности одного человека становятся продукты деятельности других людей, продукт общественной деятельности. Ведь один человек не может производить все нужные ему предметмети.

Читайте также:  Cтенозирующий и острый ларинготрахеит симптомы и лечение у детей и взрослых

Основные мотивы трудовой деятельности человека выражены в ее отношении к труду

Труд выступает основным средством формирования личности. По словам. С. Л. Рубинштейна,»в процессе труда не только производится тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но и сам субъект формируется я в труде»Аксиомой выступает его утверждение:»Труд — основной закон развития человекаон розвитку людини».

Существует еще один вид деятельности, в котором по-своему проявляется и формируется человеческая личность и сознание — обучение

Обучение — это целенаправленное усвоение системы знаний, навыков и умений для успешной деятельности

Цель, которую достигает обучения, заключается в подготовке объекта к будущей деятельности

Обучение — не только пассивный процесс восприятия знаний, но и усвоение (переработка, анализ и т.д.) оптимальных приемов, проверенных опытом человечества

Овладение знаниями происходит во время обучения, центрального частью которого является процесс прочного усвоения знаний. В этом процессе выделяется четыре этапа:

1. Начальный этап восприятия, или первое знакомство с материалом. Восприятие учебного материала обусловлено предпосылками, которые были созданы до его восприятия и создаются в процессе восприятия

То, как материал воспринимается, зависит от формы его подачи

2. Восприятие материала тесно связано с процессом осмысления — проникновением, глубоким раскрытием содержания знаний

Прочность усвоения знаний существенно обусловлена ??характером и качеством изложения материала

3. В процессе закрепления знаний значительную роль играет повторяющееся воспроизведение осмысленного и усвоенного материала. Чем активнее работа по повторению, тем больший эффект имеет усвоение знаний

4. Последний этап прочного усвоения знаний — овладение. Оно дает возможность оперировать знаниями в различных ситуациях, использовать их при изменении условий и применения на практике

Важное место в процессе обучения занимает мотивационная сфера личности субъекта. Мотивы определены задачами, которые перед собой ставит человек и решение которых составляет существенное значение в ее життедияль ьность. Основным мотивом сознательного обучения является естественное стремление подготовиться к будущей деятельности. А в связи с тем, что обучение — это и есть процесс овладения знаниями, добытыми человечеством в процесс и деятельности, то мотив обучения можно вывести как интерес к знанияань.

Процесс обучения существенно зависит от характера конкретного учебного материала и индивидуальных и возрастных особенностей степени развития субъекта

Важным фактором, который имеет большое влияние на человеческую деятельность, является феномен свободы

Если человек действует результате свободного выбора, то она способна преодолеть самые препятствия, порой весьма сложные и многочисленные, чтобы достичь заветной цели. Когда кто-то действует, не имея свободы выбо ору, под принуждением, то он имеет слабую мотивацию для выполнения поставленной задачия.

Поэтому в человеческой деятельности очень важное значение имеет монолитная целостность соотношение необходимости и свободы действий

Необходимость осуществления человеком действия заключается в зависимости от объективных условий, в которых ей приходится принимать решения, и сознательном подчинении определенным признанным нормам. Свобода действий выражается в возм ности реализации самостоятельно выбранных целей и желаний и в определении линии личного метода решения задачия.

Свобода проявляется также и в том, что человек может прекратить действия в ситуации, когда решит, что определенная цель стала для нее неуместной, или ее реализация в новых, изменившихся условиях нерациональная

В человеческой деятельности неразрывно связаны. Ее внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) стороны. К внешней стороне деятельности принадлежат движения и действия, с помощью которых человек воздействует на внешний св вит, а к внутренней (идеальной) относят познавательные возможности, регуляторные процессы. Эти две стороны взаимно влияют друг на одну.

Их влияние выражается в процессе интериоризации и экстериоризации

Читайте также:  Как вылечить простуду за день - сухость и першение в горле, симптомы простуды, лечение простуды

интериоризации — процесс перехода от внешней, реального действия к внутренней, идеальной. Вынесение внутренних, умственных действий наружу называют экстериоризации

Такие процессы возможны благодаря наличию у объектов и явлений природной среды определенных устойчивых качеств и закономерностей. Они и становятся категориями, которыми оперирует человеческая психика, регулируя деятельные ость человеки.

§62. Мотивы и цели

§62. Мотивы и цели

Термином «воля» обозначается та сторона психической жизни, которая получает своё выражение в сознательных целенаправленных действиях человека.

Действия человека исходят из определённых мотивов и направлены на определённые цели. Мотив — это то, что побуждает человека к действию; цель — то, чего человек стремится достигнуть в результате этого действия.

Ставя себе ту или другую цель, человек всегда руководствуется определёнными мотивами, определёнными побуждениями. Постановка цели не может происходить беспричинно. Что-то должно побудить человека направить свою деятельность к данной цели. Мотивы — это то, что побуждает человека к постановке тех или других целей. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не к другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.

Исходным побуждением к деятельности является потребность, т. е. испытываемая человеком нужда в чём-либо. Можно различать потребности материальные — потребность в пище, одежде, жилище и т. п.— и духовные, или культурные,— потребность в общении с людьми, потребность в образовании, в книге, в музыке и т. д.

Духовные потребности исторически возникли в процессе общественного труда по мере удовлетворения и дальнейшего развития и утончения исходных материальных потребностей. Сама трудовая деятельность родилась из необходимости удовлетворения этих насущных материальных потребностей. Но в дальнейшем она стала источником новых потребностей, важнейшая из которых — потребность в самом труде, в основе которой лежит, с одной стороны, органическая потребность в активности, свойственная всякому здоровому организму, с другой — потребность в общении с людьми, основной и первоначальной формой которого является трудовое, производственное общение. Полное развитие эта потребность в труде могла получить лишь в социалистическом обществе, когда труд, став действительно свободным, превратился «из зазорного и тяжёлого бремени, каким он считался раньше, в дело чести, в дело славы, в дело доблести и геройства» (Сталин).

Потребность вызывает стремление к удовлетворению её, стремление может выражаться во влечении или желании.

Влечением называется смутное стремление, не связанное с ясным представлением цели. Своеобразие влечения прекрасно передано в известных словах Пушкина: «Когда б не смутное влечение чего-то жаждущей души. »

Желанием называется осознанное стремление к определенному объекту, к определённой цели.

Превращение смутных влечений в осознанные желания является необходимым условием сознательной и целенаправленной деятельности, в которой проявляется воля человека.

Не всякое желание ведёт, однако, к действию. Человек может желать и того, что совершенно не находится в его власти, что никак не зависит от его действий: человек может желать, чтобы завтра была хорошая погода, чтобы нужная ему книга оказалась в библиотеке незанятой, чтобы в спектакле участвовал интересующий его исполнитель, и т. п. В этих случаях имеется осознанная направленность к определённой цели, но нет стремления действовать для достижения этой цели, потому что нет сознания того, что достижение её зависит от желающего.

Такие желания можно назвать недейственными желаниями в отличие от желаний действенных, которые связаны с мыслью не только о цели, но и о средствах достижения её, с осознанием возможности достичь этой цели и со стремлением действовать в этом направлении.

Действенные желания и лежат в основе волевой деятельности человека.

Потребности являются той предпосылкой, на основе которой формируются мотивы человеческой деятельности. На основе потребностей в процессе общественной жизни развиваются чувства человека и в частности его общественные чувства, создаются его интересы, складываются взгляды и убеждения, наконец, формируется его мировоззрение. И в чувствах, и в интересах, и в убеждениях, и в мировоззрении человека, поскольку они становятся источником действенных желаний, выступают мотивы его деятельности.

Ссылка на основную публикацию
Цветовой показатель крови причины повышенияи и 5 причин понижения уровня у детей, расшифровка резуль
Общий анализ крови у детей: особенности проведения и расшифровка результатов Общий анализ крови (сокращенно ОАК), пожалуй, самый распространенный вид лабораторной...
Хронический холецистит симптомы и лечение 1
Холецистит: что это такое, причины, признаки, симптомы, лечение – МЕДСИ Оглавление Классификация Причины Холецистит у взрослых — симптомы Холецистит —признаки...
Хроническое легочное сердце — классификация, диагностика, патогенез
Хроническое легочное сердце . или: Эмфизематозное сердце, легочное сердце, легочная болезнь сер¬дца, сердечно-легочный синдром или недостаточность, легочная гипертензия Взрослые Дети...
Цезолин инструкция по применению, аналоги, состав, показания
Цезолин Лекарственная форма порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения Состав Каждый флакон содержит цефазолин натрия (USP) в...
Adblock detector