Развитие мальчика или девочки четырех лет, что должен знать ребенок
- Что должен уметь ребенок в 4 года
- Внимание и память
- Мышление
- Речевыенавыки
- Мелкая моторика
- Физическое развитие
- Эмоции
- Гигиена и самообслуживание
- Социальная адаптация
- Интеллектуальное и умственное развитие
- Психика и эмоции
- Когда есть повод для беспокойства
- Возможные признаки задержки развития
Все возрастные этапы в жизни ребенка имеют свою особенность и каждый из них интересен по-своему. В возрасте четырех лет у малыша происходит самопознание, формируется его личность и самостоятельность, поэтому для них так важно терпение и деликатность со стороны взрослых.
Что должен уметь ребенок в 4 года
Вопросом, что должен уметь ребенок в 4 года, задаются все родители. Каждый малыш индивидуален и развивается в своем темпе, уровень развития зависит от того, посещает ли он детский сад или занятия в группах, насколько сами родители развивают его. Многие дети к четырем годам переходят черту кризисного возраста, перестают бесцельно бегать, становятся более усидчивыми и внимательными.
Приобретенные навыки усовершенствуются, формируется характер. Словарный запас в среднем составляет 3000 слов. Мальчики в этом возрасте более развиты физически, хорошо ориентируются в пространстве и лучше запоминают полученную информацию, у девочек сильнее развит артикуляционный аппарат и словарный запас обычно шире.
Внимание и память
В четыре года у малыша происходит большой рывок в развитии психических функций. В этот период постепенно формируется произвольная память, малыш может целенаправленно концентрировать свое внимание и регулировать процесс запоминания.
Что должен знать ребенок в 4 года:
- Запоминать небольшие стихи и потешки,
- Кратко пересказывать услышанную сказку,
- Удерживать в памяти содержание сюжетного рисунка,
- Выполнять задания, состоящие из нескольких команд,
- Повторять в определенной последовательности услышанные слова и цифры,
- Выполнять задание, не отвлекаясь в течение 5 минут.
Мышление
Важно! На пятом году жизни у малыша закладываются основы будущей личности, формируется интеллект, вместе с тем он осваивает человеческие взаимоотношения.
Осознает себя, приобретает свое «Я», стремится к независимости в передвижении и обслуживании самого себя.
Что должен уметь ребенок в 4 года:
- Подбирать нужную пару любому предмету,
- Уметь решать несложные логические задачи,
- Подбирать слова антонимы,
- Находить на картинках отличия или несоответствия,
- Знать и уметь использовать обобщающие слова.
Речевые навыки
В четырехлетнем возрасте дети связно говорят на родном языке, по памяти могут пересказывать сказки, стишки. Речь богата своим содержанием, многие с удовольствием придумывают свои рифмы, а в словарном запасе малыша появляется все больше прилагательных.
Как должен разговаривать ребенок в 4 года по программе в ДОУ:
- Правильно выговаривать все звуки, исключение шипящие и сонорные,
- Знать и правильно употреблять предлоги,
- Знать свою фамилию, дату рождения, адрес, имена родных,
- Уметь регулировать темп и силу голоса, задавать нужную интонацию,
- Понимать все обобщающие слова.
Речевые навыки у каждого ребенка развиваются индивидуально, одни дети в 4 года только начинают говорить предложениями, а другие уже знают буквы и изучают иностранные языки. Все зависит от особенностей малыша, уровня развития в домашних условиях и в дошкольных учреждениях.
Обратите внимание! Консультация дефектолога или невролога требуется в том случае, если ребенок в четырехлетнем возрасте совсем не говорит или говорит на своем, только ему понятном языке.
Мелкая моторика
Мелкая моторика напрямую связана с интеллектуальным и речевым развитием. Это объясняется очень близким расположением речевого и моторного центра в головном мозге. Умение выполнять скоординированные движения благотворно влияет на память, зрение, внимательность и нервную систему ребенка.
Дети в 4 года, что должны уметь:
- Не выходя за контур разрисовывать и заштриховывать картинки,
- Одевать на шнурок бусинки,
- Уметь застегивать пуговицы, змейки, липучки и крючки,
- Уметь завязывать узлы,
- Рисовать простые геометрические фигуры,
- По очереди показывать пальцы, уметь соединять их колечком.
Физическое развитие
В четырехлетнем возрасте физическое развитие малыша замедляется. Он перестает бесцельно бегать и прыгать, времяпрепровождение становится осмысленным. Часто в этом возрасте дети любят посидеть перед телевизором, родителям стоит помнить: снижение физической активности может негативно отразится на здоровье.
Что должен уметь ребенок в 4 года:
- Бегать, задавая направление и темп движения,
- Прыгать и стоять на одной ноге,
- Самостоятельно кататься на самокате и трехколесном велосипеде,
- Учиться балансировать и уметь ходить задом наперед,
- Лазить по гимнастической стенке,
- Уметь играть с мячом.
Дополнительная информация! В четырехлетнем возрасте малышу требуется много общения, психологи рекомендуют родителям записывать своих чад в спортивную секцию, танцевальный кружок, вокал или гимнастику. Это позволит ребенку адаптироваться в социуме, а также распознать его способности и направить энергию в нужное русло.
Эмоции
Дети учатся ориентироваться в человеческих взаимоотношениях, улавливать настроение окружающих, сопереживать и радоваться. Любят фантазировать и воображать.
Эмоциональное развитие ребенка в 4 года, памятка:
- Знает что такое страшно, больно, обидно, умеет сопереживать как людям, так и животным.
- Знает о своих физиологических особенностях, в определенных ситуациях может проявлять стеснение или смущение.
- Любит задавать вопросы, интересуется окружающим миром.
- Возможно проявление необоснованного страха за себя или родных.
- Малыш проявляет заботу о родных.
Гигиена и самообслуживание
Четырехлетний человек уже достаточно самостоятельная личность, он контролирует свои естественные потребности, умеет одеваться и раздеваться самостоятельно, следить за своим внешним видом, выполнять простые поручения взрослых.
Что должен уметь ребенок в 4 года:
- Самостоятельно умываться и чистить зубы.
- Уметь пользоваться столовыми приборами.
- После игры складывать игрушки.
- Помогать старшим накрывать на стол и убирать посуду.
- Делать простую домашнюю работу.
Важно! Если ребенок в 4 года постоянно страдает энурезом, возможно это происходит на почве психологических проблем. В такой ситуации родителям необходимо обратиться за консультацией к семейному доктору, специалисту в психологии, или невропатологу.
Социальная адаптация
Многие дети достигнувшие возраста 3-4 лет начинают посещать дошкольные учреждения. Этот период припадает на формирование психофизиологических процессов, и от того, как пройдет адаптация в социуме, будет зависеть дальнейшее развитие малыша по ФГОС в ДОУ.
Привыкание к саду, новым людям и сверстникам у всех детей происходит по-разному. Это зависит от моральной подготовленности, эмоциональной зависимости, состояния здоровья и типа высшей нервной деятельности. Для мягкой адаптации психологи советуют индивидуально подходить к каждому ребенку, поощрять самостоятельность и научить искусству общения.
Интеллектуальное и умственное развитие
Интеллектуальное и умственное развитие ребенка это не только умение писать, читать и считать, также это творческое мышление, воображение, уровень формирования его познавательных процессов. Формирование интеллекта зависит от целого ряда биологических и социальных факторов.
Важно! Правильно подобранный комплекс действий со стороны взрослых обеспечит ребенку всестороннее развитие и мягкую адаптацию к окружающей действительности. Чем насыщенней и разнообразней жизнь у дошкольника, тем лучше развивается его мозг.
Психика и эмоции
Четыре года — возраст, когда психика ребенка активно развивается, вырастает чувство контроля и ответственности. Малыш начинает чувствовать более разнообразные эмоции, становится очень чувствительным к реакции взрослых. Иногда у ребенка появляется пессимистический настрой, он может чувствовать себя ненужным и нелюбимым, это проявления переходного возраста, когда раннее детство сменяется более осознанным.
Психика ребенка в этом возрасте очень чувствительна, недостаточность похвалы воспринимается очень остро. Малыши любят примерять на себя роль взрослых, сравнивать себя с другими и проводить анализ отличий.
Когда есть повод для беспокойства
Все навыки у детей должны развиваться в свое время. Но иногда случаются значительные отклонения в развитии ребенка. При первых тревожных признаках родителям стоит обратиться к специалисту, ведь чем раньше запустить запаздывающий навык, тем быстрей ребенок догонит в развитии своих сверстников.
Возможные признаки задержки развития
Можно выделить следующие признаки задержки развития:
- Отсутствуют навыки самостоятельного приема еды.
- Частые проявления агрессии.
- Постоянный страх или стыд.
- Отсутствуют навыки в самообслуживании.
- Отсутствие интересов к окружающему миру.
- Плохая память и неспособность выражать свои эмоции.
- Неспособность держать в руке карандаш.
Во многом успешному развитию ребенка способствуют родители. Очень важно не препятствовать его желаниям познавать окружающий мир, а способствовать тому, чтобы малыш стремился узнать о нем больше. Учить и развивать проявляющиеся способности.
Редактор: Конева Елизавета Сергеевна
Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.
Что должен уметь 4-летний ребенок
Ребенок 4 лет должен уметь ловить мячик, ходить на пяточках и стоять на одной ножке.
Ваш кроха растет не по дням, а по часам, и вот ему уже 4 года. Для вас, конечно же он самый-самый: все умеет и знает. А давайте узнаем, что же должен уметь ребенок в 4 года и знать, чтобы не отставать от своих одногодок. И если он и отстает в чем, подтяните малыша, особенно если вы собираетесь отдавать его в детский сад.
Что должен уметь ребенок в 4 года:
Развитие двигательных способностей
Для определения уровня развития двигательных способностей 4-летнего ребенка, проведите для него небольшую разминку. Таким образом вы сможете выяснить, все ли необходимые навыки освоил кроха. Эти навыки крупной моторики нужны ребенку, чтобы правильно развиваться.
Итак, малыш в 4 года должен научиться ходить на пяточках. Ловить мячик для нормально развитого четырехлетнего ребенка не составит труда, также как и попрыгать на одной ножке. На двух ножках кроха должен был научиться прыгать еще в 3 года, так же как и освоить езду на велосипеде.
Теперь ребенок может простоять на одной ножке намного дольше – почти 10 секунд. Хотя в 3 года ему удавалось простоять так только одну секунду.
Самостоятельность и другие навыки ребенка в 4 года
Ваш 4-летний малыш должен уже различать основные цвета (белый, черный, зеленый, красный, синий, желтый).
Не страшно, если ребенок путает, например, розовый и оранжевый. Кроме того, ребенок в этом возрасте должен уверенно называть фигуры – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
Также для 4-летнего малыша уже не составит труда выстроить предметы по росту и размеру: от высокого к низкому, от большого к маленькому и наоборот.
4-летний ребенок уже вполне умеет выполнять просьбы взрослого. Можно утверждать, что в 4 года малыш может стать настоящим помощником для родителей.
Уже может помочь и пол помыть, и гвоздь забить, и цветы полить, и посуду помыть. Конечно, у него еще не все получится идеально, но главное, чтобы ребенок от души старался, а у родителей – чтобы хватило терпения научить всему этому свою дочь или сына.
Ребенок уже с удовольствием играет в ролевые игры: тушит пожары, плавает по морям, укладывает и кормит куклу или играет в дочки-матери с другими детьми на площадке.
Именно в 4 года лучше всего отдавать ребенка в садик. Особенно если он предварительно прошел психологический тест на готовность к детскому коллективу. Ведь именно в 4 года ребенок уже самостоятельно умеет кушать, одеваться и ходить в туалет.
Развитие речи детей 4 года
Как правило, дети в 4 года уже умеют хорошо говорить. Ребенок правильно выстраивает предложения, причем уже не только простые, но и сложные.
По наблюдениям психологов, ребенок в 4 года задает приблизительно 400 вопросов в день! То есть это один вопрос в полторы минуты.
Малыш не только задает множество нелегких для родителей вопросов, но и умеет также отвечать на различные каверзные вопросы взрослых.
А ответы, которые веселят и радуют всех вокруг, лучше записывать в отдельную тетрадку, и, на день совершеннолетия они станут самым лучшим подарком для самого ребенка.
Если в 4 года малыш еще не четко произносит буквы «р», «л», это не является нарушением речи. Важно, чтобы правильная речь сформировалась к 6-7 годам, когда ребенку надо будет идти в школу.
Ребенок в 4 года уже уверенно будет рассказывать сам стихи, но не надо переживать, если кроха не слишком стремиться их рассказывать. Возможно, он просто стесняется.
Разумеется, все перечисленные показатели — средние, как правило, малыш умеет делить что-то лучше, а что-то хуже.
Если из всего вышеперечисленного большая часть для вашего 4-летнего ребенка не составляет особого труда, значит он развивает нормально. О каких-либо нарушениях можно говорить только в том случае, если у малыша отсутствует большая часть навыков.
Что должен уметь ребёнок в 4 года
Каждый малыш уникален и развивается в своём индивидуальном темпе. Это можно заметить с самого рождения. Внимательные родители следят за своим крохой и фиксируют каждое его новое достижение. Для того, чтобы мамам и папам было проще ориентироваться, психологи совместно с педиатрами составили список умений и навыков, которыми должен обладать ребёнок в 4 года.
Развитие мелкой моторики
Мелкая моторика чрезвычайно важна для крохи, так как именно она ложится в основу развития речи. Четырёхлетний малыш с лёгкостью умеет:
- нанизывать крупные бусины на ленту, тесьму или шнурок;
- показывать собственные пальцы поочерёдно;
- складывать из пальцев фигуры;
- завязывать шнуровку;
- застёгивать молнию, пуговицы и крючки.
Окружающий мир
Исследовать мир вокруг себя – важная задача для ребёнка, в основе которой лежит неотъемлемая черта характера всех малышей – любопытство. В 4 года дети способны:
- назвать своё имя, возраст;
- ответить на вопрос о месте жительства;
- рассказать о родителях;
- отличать друг от друга по вкусы и внешнему виду съедобные плоды – ягоды, овощи, фрукты;
- выделять среди остальных 3-4 дерева или кустарника;
- показывать на изображениях и называть зверей, насекомых, птиц и называть их отличительные черты;
- понимать разные категории вещей (посуда, мебель, одежда, обувь);
- показывать и обозначать части тела на себе;
- называть профессии;
- отличать зиму от лета и других сезонов.
Математические способности
Возможности четырёхлетнего малыша не ограничиваются познаниями предметов вокруг себя. В этом возрасте дети должны способны на многое, в том числе:
- считать от 1 до 5 и наоборот;
- соотносить названную цифру с количеством предметов;
- сравнивать предметы;
- различать геометрические формы (круг, треугольник, квадрат);
- понимать разницу между длиной, высотой, шириной;
- обозначать стороны (право, лево);
- обозначать количество (больше, меньше);
- сравнивать 2 изображения, видеть отличия;
- собирать пазлы;
- убирать лишний предмет, мотивировать свой выбор;
- выбирать парные предметы.
Продуктивная деятельность
Психологи считают продуктивную деятельность залогом творческих способностей. Ребёнок в 4 года может:
- уверенно и правильно держать в руке карандаш;
- пользоваться красками разных видов;
- изображать предмет, передавая его характеристики;
- закрашивать намеченный контур;
- создавать узор;
- изображать сюжет, рисуя несколько предметов;
- рисовать с исходного изображения и без него;
- использовать различные приёмы нанесения краски кистью;
- лепить из пластилина;
- пользоваться стекой;
- конструировать из картона по образцу и без него;
- пользоваться ножницами;
- трансформировать вырезанные фигуры (из квадрата делать круг);
- приклеивать элементы на лист;
- сгибать листы в разных направлениях;
- называть детали.
Логическое мышление
На него специалисты советуют обратить особое внимание. Развитие навыков логики позволит малышу преуспеть в интеллектуальной деятельности в будущем. В 4 года ребёнок умеет:
- искать отличия между двумя похожими изображениями;
- конструировать по образцу;
- собирать рисунок, разделённый на 4 части;
- самостоятельно складывать пирамиду;
- в течение 5 минут непрерывно заниматься одним видом деятельности;
- заполнять пробелы в рисунках подходящими элементами;
- называть несколько подобных предметов одним словом;
- исключать лишний предмет;
- правильно отвечать на логические вопросы (зачем зимой надевать шапку?);
- подбирать слова-антонимы (холодный – горячий);
- запоминать и повторять ассоциативно связанные слова (кошка – собака);
- мотивированно убирать лишний предмет.
Не следует паниковать, если малыш в 4 года не в полной мере овладел всеми перечисленными навыками, но важно уделить этой области развития особое внимание. Совместно с психологом можно подобрать развивающие занятия, которые принесут пользу и доставят удовольствие и малышу, и его родителям.
Проводим развивающие занятия для детей 4-5 лет дома
Детский возрастной период от 4 до 5 лет называют временем относительного спокойствия. Ребенок миновал кризис и стал более послушным, покладистым, спокойным. Отмечается усиление потребности в друзьях, значительное повышение интереса к окружающему миру. Какими навыками уже владеет малыш к четвертому году жизни и какие развивающие занятия подходят для детей 4-5 лет, читайте в нашей статье.
Характеристика возраста
Когда ребенок достигает 4-5-летнего возраста, родители серьезно задумываются о необходимости подготовки к школе. Ведь к поступлению в первый класс малыш должен научиться чтению, владению ручкой и карандашами, азам математики. Приступить к подготовке правильнее заблаговременно, чтобы малыш успел освоить нужные знания и не потерял интерес к обучению в дальнейшем.
Этот возраст характеризуется следующими особенностями:
- Малыш подвижный, энергичный, но обрел усидчивость. Заметно совершенствование мелкой моторики. Появляется любовь к рисованию.
- В 4-4,5 года отмечаются существенные внешние изменения ребенка. Начинают бурно развиваться мышечная и костная ткани.
- В развитии четырехлетнего малыша важна социальная сторона. Он начинает заводить друзей среди детей. Способен замечать чувства людей, сопереживать. Дошкольник научился формулировать свои мысли.
- Бурное развитие воображения. Ребенок живет в своем мире фантазий, создает сказочные страны. Он представляет себя главным героем, завоевателем недостающего ему в реальности успеха. Многие 4-летние детки имеют воображаемых друзей. Также безудержная детская фантазия в четыре-пять лет порождает различные страхи.
- У четырехлетнего ребенка продолжается процесс овладения родной речью. Многие детки этого возраста немного шепелявят. Наблюдается стремительный рост словарного запаса (рекомендуем прочитать статью: логопедические занятия для детей). В речи появляется выражение и интонация. Ему нравится озвучивать свои действия и все, что находится перед глазами. Он любознателен, все время задает множество вопросов.
- Дети старше четырех лет характеризуются значительным возрастанием интеллектуальных возможностей. Ребенок готов изучать буквы и цифры.
Потребности ребенка в развитии и в получении знаний
Психологическое развитие детишек четырех лет имеет особенности, в основе которых лежит активная любознательность. Она важна для формирования интеллекта, но требуется всевозможная поддержка взрослых. Нежелание ответить на вопросы ребенка, отказ от проведения познавательных игр и бесед может привести к упущению важного момента и, как следствие, возникновению у малыша задержки психического развития. В дальнейшем у ребенка проявятся трудности с обучением в школе.
Как бы ни желали родители скорейшей самостоятельности своих детей, полноценное их развитие требует от взрослых организации и участия в детских познавательный играх. Совместные занятия (развивашки, познавашки), энтузиазм взрослых — это залог положительного результата. Организация игр не потребует больших затрат сил и времени. Можно воспользоваться развивалками, которые разработаны для детей, учитывают их возраст, психику. Рабочие тетради и пособия широко представлены в книжных магазинах, что позволит выбрать наиболее подходящую, интересную и полезную методику и оформление.
Важно: когда ребенку 4 года, развивающие занятия с ним дома должны быть захватывающими. В этом возрасте малыши еще не способны долго усидеть на месте, поэтому обязательно нужны физкультминутки.
Основные направления развития детей 4-5 лет
Большое значение имеет проведение развивающих занятий с детьми дома. При этом нужно выбирать разные направления, от лепки до спорта. Рекомендуется разработать план домашних занятий и стараться его придерживаться. Составляйте такой план на пять-шесть дней, на основании результатов предыдущей недели. Не забывайте, что ребенку так же, как и вам, нужны выходные.
Комплексное обучение организуется так, чтобы уроки не обременяли малыша, а воспринимались им, как интересная забава. Ниже приведен оптимальный перечень навыков, которые нужно развивать в 4-5 лет.
Ориентируясь на эту информацию, вы сможете составить для себя список тех умений и знаний, которые актуальны для дошкольника этого возраста.
Речь и память:
- использование более 1000 слов (до 3000 слов к пяти годам), построение фразы из 5-9 слов;
- речь должна быть понятна не только родителям, но и другим людям;
- знание признаков строения человека и животных, название частей тела;
- употребление множественного числа;
- правильное употребление предлогов;
- умение отыскать вещь по описанию;
- знание профессий;
- поддержание разговора, ответы на вопросы, верное их задавание;
- пересказ сказки, умение выучить наизусть стишки, потешки;
- знание своего имени, фамилии, возраста, города проживания.
Логическое мышление и внимание:
- мышление 4-летнего ребенка наглядно-образное; действия имеют практический смысл; до конца 5 года происходит постепенный переход к обобщенному, словесно-логическому мышлению;
- умение находить различия и сходства картинок, вещей;
- самостоятельная сборка предмета по образцу (пирамидки, конструкторы);
- умение сложить разрезанную на 2-4 части картину;
- уровень развития нейронных процессов обеспечивает выполнение ребенком одной задачи на протяжении нескольких минут (около 5), не переключаясь на посторонние предметы;
- умение вложить недостающие фрагменты картинки;
- обобщить и назвать одним словом группу вещей, найти пару, лишнюю вещь;
- подбор противоположных слов;
- распознавание на картине предметов, нарисованных неправильно, с объяснением, что именно неверно;
- умение сосредоточиться на отдельном задании, замечать мелкие детали.
Математика:
- знание цифр от 0 до 10, умение сосчитать объекты, соотнести их количество с цифрой;
- умение последовательно расставить цифры от 1 до 5 и наоборот;
- сравнение разного количества объектов, понятия: «поровну», «меньше», «больше».
Геометрия:
- положение объектов (сзади, спереди, справа, слева, снизу, сверху, в середине);
- знание геометрических фигур: квадрата, треугольника, прямоугольника, круга, овала;
- и геометрических тел: куба, цилиндра, пирамиды, конуса, шара.
Художественная литература:
- прослушивание произведения в течение 15-20 мин, ответы на вопросы по содержанию;
- просмотр иллюстрированной книги;
- знание жанров и видов искусства: песни, загадки, картины, музыки и др.;
- умение с помощью взрослых инсценировать понравившуюся часть произведения.
Чтение, подготовка к письму:
- знание всех букв алфавита;
- прочтение трехбуквенных слов;
- возраст характеризуется отличной работой знаковой памяти, поэтому к 5 годам ребенок станет делать попытки читать книги; не стоит бояться нагрузки малыша чтением, но и нельзя переусердствовать.
Физическая культура:
- улучшение координации движений, развитие моторики, ловкости и быстроты;
- рост мышц быстрый, но не равномерный, поэтому малыш четырех-пяти лет быстро устает;
- рост за год должен прибавиться в среднем на 5-7 см, масса тела — до 2 кг;
- скелет еще гибкий, так как окостенение не завершено, поэтому силовая зарядка противопоказана, а осанку нужно постоянно контролировать;
- возрастание потребности организма в кислороде; увеличение объема легких приводит к замене брюшного типа дыхательной системы грудным;
- значительные физические нагрузки на уроках приводят к утомлению сердечной мышцы, нарушению ритма сердечных сокращений; это выражается в покраснении, побледнении лица, учащении дыхания, одышке, некоординированных движениях; необходимо вовремя переключиться на другую деятельность.
Совет: в план физического развития следует включить зарядку, подвижные игры, танцы, ходьбу, бег и др. Переусердствовать нельзя, занятия проводятся в легкой и веселой игровой форме. Дома можно выполнять упражнения на детском тренажере, кататься на роликах, велосипеде, крутить обруч
Иностранный язык:
Если малыш успешно изучает родной язык, то можно начать изучение основ иностранного. Обучение можно проводить как дома, так и в специализированной группе для дошколят. Самостоятельные занятия следует проводить на основании пособий с заданиями для детей 4—5 лет. Полистайте с ребенком два-три пособия в магазине, чтобы вместе подобрать оптимальный курс обучения. Для ребенка важны не столько порядок преподавания материала, сколько красочность, наличие активных заданий (зарядка, раскрашивание )
Окружающий мир:
- различие овощей, фруктов и ягод;
- знание домашних животных, диких животных, а также некоторых насекомых;
- названия дней недели;
- угадывание времен года по картинкам, знание их примет.
Полезно включать в занятия базовое обучение различным наукам. К примеру, ознакомление с космосом, странами, морями Чаще это получается спонтанно. Если в фильме услышали название реки, скажите малышу, где она протекает. Так можно изучить и единицы измерения.
Очень важно организовать процесс развития малыша дома, но нельзя делать из обучения культ. Усиленное давление на ребенка, требование от него послушания, кроме сопротивления, ни к чему не приведет.