Что такое апраксия Её виды

Что такое апраксия Её виды

Кинестетическая (афферентная) апраксия- вид апраксии Липманна

Причины апраксии

Развитие болезни начинается в коре головного мозга или в его полушариях. Причин очень много. Патология может начать развиваться на фоне опухолевых новообразований или последствий черепно-мозговых травм. Наиболее часто апраксия возникает на фоне поражения лобно-теменных образований. Факторами развития могут быть:

  • Опухоли – новообразования в головном мозге, которые прорастают в подкорковые зоны и повреждают зоны, которые обеспечиваются праксисом.
  • Возникновение инсультов. Заболевание может возникнуть как после геморрагического инсульта, при котором наблюдается разрыв в стенке церебрального сосуда, так и при ишемическом, который характеризуется спазмом мозговых артерий.
  • Инфекционные воспаления с концентрацией очага в коре головного мозга.
  • Черепно-мозговые травмы – апраксия может быть вызвана поражением церебральных участков, а также за повторное образование травмы в виде отечности, гематомы, воспалительной реакции.
  • Процессы дегенерации – это развитие заболеваний, при которых прогрессирует атрофия коры.


В зону риска возникновения заболевания относятся люди старше 60 лет, имеющие наследственную предрасположенность, страдающие гипертонической болезнью.

Этиология

Апраксия — это нарушение процесса выполнения каких-либо движений или жестов, хотя человек физически способен их сделать. Основная причина возникновения аномалии связана с поражением больших полушарий головного мозга и проводящих путей мозолистого тела.

К подобным нарушениям могут привести следующие предрасполагающие факторы:

  • перенесенный ранее инсульт;
  • формирование злокачественных или доброкачественных новообразований в мозге;
  • болезнь Альцгеймера;
  • лобно-височная деменция;
  • кортикобазальная ганглиозная дегенерация;
  • болезнь Хантингтона;
  • черепно-мозговые травмы;
  • нарушение процесса кровообращения в головном мозге хронического характера, что нередко переходит в слабоумие;
  • полное отсутствие или неадекватное лечение воспалительного поражения мозга (энцефалита);
  • болезнь Паркинсона.

Болезнь может возникнуть в любом возрасте, дети — не исключение. У детей патологию часто провоцируют такие факторы:

  • сильнейшие удары по голове;
  • травмы мозга, например, при дорожно-транспортных происшествиях;
  • падение с высоты;
  • ДЦП;
  • опухоли головного мозга;
  • аутизм;
  • энцефалит.

Заболевание никогда не возникает самостоятельно, а всегда развивается в результате того или иного патологического процесса.

Классификация

Апраксия разделяется на три вида в зависимости от ее проявления:

  • Амнестическая – у человека возникает сложность с воспроизведением действий последовательно. При осмотре врача такой пациент забывает, что ему сказали выполнить.
  • Идеаторная – человек может выполнить движения, но только в отдельности друг от друга. Если его просят совершить их в определенной последовательности, у него возникают трудности. Он не в состоянии поддержать цепочку действий.
  • Апраксия конструктивная – отсутствует способность составить целый предмет из различных частей.

Виды апраксий классифицируются также по локализации поражения головного мозга:

  • Моторная – у человека есть желание произвести действия, но отсутствует такая возможность.
  • Апраксия идеомоторная – нарушаются приобретенные навыки. Больной не может воспроизвести сложные движения.
  • Лобная апраксия – у больного пропадает способность программировать свои действия, он не в состоянии координировать их последовательность.
  • Кортикальная – развивается стойкое изменение в моторной коре. Чаще всего возникает в левом полушарии.
  • Билатеральная – заболевание, которое приводит к поражению мозолистого тела. Это болезнь с поражением обоих полушарий головного мозга.

По состоянию снижения памяти и нарушения умственной деятельности выделяются несколько вариантов расстройств:

  • Пространственная апраксия – это самая распространенная форма заболевания. Человек не осознает себя в реальности. Он не может понять разницу в выполнении действия при открытых и закрытых глазах.
  • Апраксия оральная она же носит название апраксия речи. У человека наблюдается утрата речевой функции.
  • Эфферентная – человек может выполнить действия, которые знакомы ему. Но при этом он не в состоянии повторить движения за посторонним человеком.
  • Апраксия кинетическая.
  • Кинестетический вид расстройства связан с поиском нужных действий. Наблюдается нарушение их произвольного выполнения.
  • Регуляторная апраксия.
  • Кинетический вид патологии – человек постоянно повторяет одно движение, ему сложно переключится на другое.

Выделяются также следующие виды:

  • Апраксия ходьбы – у человека возникают трудности с передвижением, но при этом сохраняется мышечная сила в нижних конечностях.
  • Руки – больной воспринимает свою руку как инородный, чужой предмет. Это может произойти как с одной рукой, так и с двумя сразу.
  • Век – у человека трудности с открыванием глаз.
  • Взора – больной не может фиксировать взгляд даже на короткий промежуток времени, появляется невозможность двигать глазами.

Перед тем как назначить лечение, специалисты выявляют, каким видом патологии страдает больной.

Отдельные виды апраксических расстройств

Некоторые частные случаи апраксий можно выделить отдельно по типу расстройства конкретных навыков. Например:

  • Синдром чужой руки. Это такая форма двигательных нарушений, когда проблема затрагивает только руки, одну или обе. Синдром чужой руки делает конечности неуправляемыми, руки не подчиняются желаниям их владельца. В свое время, когда при лечении эпилепсии применяли метод хирургического рассечения полушарий мозга, синдром чужой руки появлялся довольно часто, поэтому сейчас такой метод не применяется.
  • Конструктивная апраксия была отдельно выделена Липманом. Это форма нарушения движений, которую Лурия синдромально определил, как апрактоагнозия. Больной этой формой расстройства испытывает огромные трудности в построении или рисовании геометрических фигур и объемных конструкций.
  • Апраксия левой руки была выделена отдельно, так как поражение мозолистого тела в этом случае вызывает проблемы движения только левой рукой, тогда как правая полностью функциональна.
  • Оральная апраксия (часто становится причиной дизартрии – расстройства произношения) вызывает проблемы с мускулатурой лица, языка и губ, что приводит к проблемам с речью. Апраксия ходьбы соответственно провоцирует трудности в ходьбе.
  • Окуломоторная апраксия или апраксия взора приводит к неспособности произвольно двигать глазами и фиксировать взгляд, хотя следить за двигающимся объектом человек может. Следствием инсульта правого полушария нередко бывает апраксия открывания глаз, когда больной теряет способность при желании открывать и закрывать глаза.

Симптоматика

Сложность в установлении заболевания заключается в том, что симптомы долгое время могут не указывать на развитие патологии. В некоторых случаях они выражены не ярко и доставляют легкий дискомфорт человеку. Чаще всего наличие проблемы устанавливают в период осмотра невролога.

Апраксия может иметь такие проявления как:

  • У человека возникает сложность при выполнении действий последовательно.
  • Трудность в воспроизведении действий, которые требуют ориентировки в пространстве.
  • Невнятная речь.
  • Ходьба маленькими шагами. Часто человек идет сильно сгорбившись, шаркает ногами, при возникновении перед ним препятствия, он долго думает, как его преодолеть.
  • Возникают сложности с процессом одевания.
  • Человеку сложно открыть или закрыть глаза.
  • Нарушение пространственной ориентировки.
  • Невозможность зафиксировать взгляд на объекте.
  • Человек не может управлять движением языка и губ.
Читайте также:  Коррекция лица макияжем (32 фото) как подобрать косметику по типу лица – для полного и овального, ma

Кроме данных проявлений патологии человека беспокоит агрессивность, раздражительность, склонность к депрессивному состоянию.

Диагностика патологии

Так как симптомы заболевания очень специфичные, диагноз ставится уже при первом посещении врача. Детальное обследование необходимо только для того, чтобы установить вид заболевания. Для этого проводятся следующие мероприятия:

  • Изучение истории болезни пациента. Это необходимо, чтобы выявить причину возникновения заболевания.
  • Проведения сбора и анализа анамнеза жизни.
  • Неврологический осмотр пациента.
  • Оценка выполнения пациентом простейших двигательных действий.

Полученная информация дает возможность врачу оценить, когда начало проявляться заболевание, степень выраженности симптомов.

  • УЗИ;
  • КТ;
  • МРТ.

Специальной методики, направленной на лечение данной болезни, не существует. Пациентам прописывают:

  • препараты для восстановления мозгового кровообращения;
  • ноотропные медикаменты;
  • таблетки для нормализации тонуса крови.

В состав комплексной терапии обязательно входят:

  • Физиопроцедуры.
  • Лечебный массаж.
  • Курсы лечебной физкультуры.
  • Трудотерапия.
  • Консультации с психологом.

Методы лечения подбираются индивидуально в зависимости от того речевой, пространственный или артикуляционный вид нарушений у больного.

Лечение и восстановление.


Апраксия как утрата способности к профессиональной деятельности.
При том или ином виде АС наблюдаются нарушения в профессиональной деятельности, что приводит к частичной или полной утрате трудоспособности; в инструментальных бытовых навыках; в навыках самообслуживания, что приводит к постоянному оказанию помощи в уходе извне (даже при выполнений гигиенических процедур); конструктивных способностей (вплоть до невозможности писать); выполнении символических действий (непонимание того, когда машут рукой при прощании).

Все это усложняет нормальную жизнь человека и его окружения, поэтому требует лечения в виде когнитивной реабилитации (направлена на улучшение внимания, памяти, восприятия, мышления), физиотерапии (лечебный массаж, лечебная физкультура), помощи логопеда (при речевой АС), трудотерапии по индивидуальным схемам.

При нейродегенеративных заболеваниях, когда состояние пациента прогрессирует, обязательно проведение динамического ухода за больным обученными родственниками, или специальным медицинским персоналом, в особенности мероприятий по предотвращению образования повреждений и рациональному питанию.

Профилактические меры

Предупредить патологию можно только общими рекомендациями. В медицине не существует специально разработанных мер по профилактике данной патологии. Снизить риск заболевания можно, если:

  • Полностью отказаться от вредных привычек.
  • Проводить много времени на свежем воздухе, регулярно заниматься спортом.
  • Соблюдать правильный режим питания.
  • В домашних условиях делать массаж ног и рук.
  • Проводить контроль артериального давления.
  • Не оставлять без лечения даже легкие травмы головы.
  • Регулярно проходить медицинские обследования.

Апраксия – заболевание, которое не несет угрозу жизни больному. Но при отсутствии необходимого лечения могут развиваться осложнения в виде невозможности самостоятельно обслужить себя, развития инвалидности, нарушении адаптации как в социальном, так и трудовом плане. Важно не оставлять без внимания симптомы заболевания и проходить необходимый курс лечения.

Ликвидация апраксии — восстановление способности к целенаправленным действиям

Ведущим средством реабилитации при апраксиях является кинезитерапия.

Основные принципы кинезитерапии:

  • занятия проводятся строго индивидуально с учетом общего состояния больного, уровня интеллекта, сопутствующих нарушений высших корковых функций (афазия, агнозия);
  • проводится тщательный инструктаж пациента. По мере необходимости — повторение объяснений (иногда многократное) в спокойном тоне. Больному рекомендуется сопровождать выполнение упражнений самостоятельными словесными объяснениями того, что он делает;
  • поскольку для пациентов характерна быстрая утомляемость, вначале продолжительность занятия не должна превышать 15-20 мин, в дальнейшем -не более 35-40 мин, общеразвивающие упражнения необходимо чередовать с паузами для отдыха и дыхательными упражнениями;
  • постепенно переходить от простых заданий — к более сложным. Закреплять каждый новый приобретенный навык многократным повторением и отрабатывать более сложные действия только после усвоения предыдущих;
  • продолжительность курса кинезитерапии (от 2-3 мес. до 2 лет и более) с привлечением к обучению родственников и близких пациента.

Обучение сложным действиям начинают с расчленения этого действия на более простые. Например, при обучении одеванию рубашки или халата вначале дается задание научиться надевать рукав на одну руку, после освоения этого действия переходят к обучению надевания рукава на другую руку, затем приступают к тренировке застегивания пуговиц.

При утрате выполнения действий по заданию вначале больному предлагают осуществить несложные действия (перевесить полотенце со спинки кровати на спинку стула) с постепенным их усложнением (перевесить полотенце, предварительно сложив его по ширине или длине).

При нарушении действий по подражанию обучение больных начинают с выполнения простых поз (например, скрестить руки на груди, вытянуть руки вперед и т. д.) с постепенным усложнением задания (скрестить вытянутые вперед руки, положить правую кисть на левую и т. п.). При нарушении пространственной апраксии пациенту вначале предлагают простое задание по составлению из частей целого (построение тупого угла или острого из двух спичек) с дальнейшим усложнением (построение треугольника, квадрата, букв).

При обучении целенаправленным движениям больные нередко теряют схему движения (например, усилие при захвате стакана должно отличаться от усилий при захвате утюга), и тогда распадается весь двигательный акт. В таком случае необходимо сочетать активные движения с пассивными и по возможности копировать схему тренируемого двигательного акта. Такой тренировке помогает метод дозированного сопротивления совершаемому движению, возможны также различные варианты оказания сопротивления движению больного.

Необходимо тонко дозировать степень, место приложения, а также время сопротивления (его длительность). Например, можно оказать минимальное сопротивление в начале цикла движения и резко увеличить его к концу или увеличивать постепенно, плавно доводя до максимума к концу. Все это позволяет выработать у больного пластично изменяющийся фон двигательных актов.

При нарушении координации движений упражнения в сопротивлении применяют крайне осторожно, чтобы не вызвать повышения патологического тонуса и синкинезий. Для борьбы с данным видом расстройств применяют элементарные противосодружественные упражнения. Реабилитолог придерживает ту конечность, которая непроизвольно включается в процесс движения. Этот прием способствует изолированности движения паретичных мышц.

Подавление патологических синкинезий

Комплекс упражнений на подавление патологических синкинезий направлен на устранение порочных содружественных движений, возникающих у больных со спастическими парезами (например, одновременное сгибание бедра, голени и стопы; ротация бедра кнаружи, выпрямление ноги в коленном суставе и подошвенном сгибании стопы при ходьбе; сгибание локтя и приведение плеча при сгибании кисти и пальцев).

Читайте также:  Тест-опросник Боль в спине – к какому врачу обратиться

Для этого используются следующие приемы (Белова, 2003):

  • обучение больного сознательному подавлению синкинезий; для этого пациенту необходимо разъяснить, что такое синкинезии, и в каких мышечных группах возникают содружественные движения в ответ на то или иное основное движение;
  • ортопедическая фиксация (с помощью лонгеты, эластичного бинта или ортопедической обуви) одного или двух суставов, в которых наиболее выражены синкинезии. Например, фиксация локтевого сустава в выпрямленном положении, а лучезапястного сустава и пальцев — в положении тыльного разгибания при совершении движений сгибания и отведения в плечевом суставе; ношение ортопедических ботинок с высоким задником и укрепленными наружными и внутренними сводами для предупреждения супинации и излишнего подошвенного сгибания стопы при ходьбе у больных со спастическим гемипарезом;
  • применение специальных противосодружественных пассивных и активно-пассивных упражнений, выполняемых при помощи реабилитолога.

Различают следующие виды патологических синкинезий: глобальные, имитационные, координационные.

Глобальные синкинезии проявляются на фоне спастических гемипарезов и гемиплегий. При попытках выполнения движения больными конечностями происходит увеличение сгибания руки и разгибания ноги, т. е. усиливается контрактура, характерная для гемиплегий.

Например, при попытке произвести изолированное сгибание или разгибание в локтевом суставе наступает общая сгибательная синергия руки: плечо приподнимается и приводится, предплечье сгибается и пронируется, кисть сгибается, пальцы сжимаются в кулак; нога в это время разгибается. Такие синкинезии наблюдаются также при сильном напряжении мышц здоровой стороны во время ходьбы.

Когда наряду с пирамидным трактом, поражаются и другие пути, наблюдаются имитационные синкинезии — движения на больной стороне, вызываемые тождественными движениями здоровой стороны (движения здоровой руки вызывают подобные движения больной руки).

При координационных синкинезиях больной не может выполнить изолированно движения, которые производятся обычно в целостном двигательном акте. Например, больной при пирамидном парезе выполняет тыльное сгибание стопы только при сгибании паретичной ноги в коленном суставе. Особенно четко это выявляется, если оказывать сопротивление сгибанию ноги.

В ходе занятий лечебной гимнастикой необходимо добиваться восстановления изолированных движений и подавления патологических синкинезий. Непроизвольное движение руки (синкинезия) наблюдается при активном движении паретичной ноги.

Следует рекомендовать следующие методические приемы, которые могут применяться для борьбы с синкинезиями при лечении больных с гемипарезами.

Пассивное подавление синкинезий:

  • на занятиях лечебной гимнастикой следует придавать конечности больного положение, препятствующее проявлению синкинезий. Например, при выполнении активных движений ногой руки фиксируются за головой или вдоль туловища, а кисти рук подкладываются под ягодицы и т. п.;
  • при выполнении активных изолированных движении одной конечностью, другая, имеющая склонность к синкинезиям, грузом или руками реабилитолога фиксируется в нужном положении. Например, при выполнении движения ногой, рука разогнута в локтевом и лучезапястном суставах, супи-нирована, несколько отведена и фиксирована;
  • при выполнении активных движений реабилитолог пассивно выполняет противосодружественные движения. Так, при активном сгибании здоровой в локтевом суставе реабилитолог пассивно разгибает паретичную руку.

Активное подавление синкинезий:

  • сегменты конечностей, непроизвольные движения которых должны быть исключены, активно удерживаются в нужном положении самим больным. Например, при сгибании ноги больной волевым усилием противодействует сгибанию руки, удерживая ее в разогнутом положении;
  • во время занятий выполняются сочетания движений, при которых конечности производят противосодружественные действия: разгибание руки с одновременным сгибанием ноги в коленном суставе; сжатие пальцев здоровой руки в кулак с одновременным разгибанием пальцев больной руки и т. д.

Систематическое использование на занятиях подобных приемов способствует постепенному уменьшению выраженности патологических синкинезий и восстановлению нормальной физиологической координации.

Восстановление координации движений и равновесия

На фоне лечения основного неврологического заболевания, которое привело к нарушению координации движений и равновесия, в комплексе реабилитационных мероприятий основная роль отводится специальной дозированной физической нагрузке. Основой противоатактических лечебных упражнений являются сложные комбинации элементарных движений или простые, но новые для больного движения.

Задачи восстановительной терапии:

  • тренировка равновесия в положении стоя и при ходьбе;
  • выработка точности и меткости движений конечностей, улучшающих мышечно-суставное чувство.

Упражнения на восстановление координации и равновесия по направленности можно подразделять на следующие виды (Белова, 2003):

  • на повышение точности и меткости движений (движения с внезапными остановками, сменами скорости и направления; тренировка точности попадания указательным пальцем в неподвижную или двигающуюся цель; метание мяча);
  • на тренировку равновесия в положении стоя и при ходьбе — ходьба по прямой линии или по трафарету, ходьба боком, спиной вперед, ходьба по неровной поверхности, ходьба на носках, пятках, наружной и внутренней стороне стопы, стойка на одной ноге, ходьба с закрытыми глазами, повороты, наклоны туловища и головы, глазодвигательная гимнастика, выполнение упражнений на увеличенной (ноги шире плеч) или на уменьшенной (ступни вместе) площади опоры;
  • на повышение согласованности действий между различными мышечными группами и суставами (тренировка скорости и плавности движений, выполнение движений с заданным ускорением и замедлением, поднесение ложки с водой ко рту, перенос стакана с водой различной наполненности);
  • на уменьшение тремора (искусственное утяжеление сегмента конечности с помощью груза, изменение способа захвата предметов — в кулак, между II и III пальцами).

А.П. Григоренко, Ж.Ю. Чефранова

Виды, диагностика и лечение апраксии

Апраксия (с греческого – «бездействие») — это неврологическое заболевание, при котором происходит нарушение сложных произвольных и целенаправленных движений.

Причины развития

  • Доброкачественные и злокачественные опухоли головного мозга;
  • Сосудистая патология в лобных долях головного мозга;
  • Инсульт в анамнезе больного;
  • Различные травмы головного мозга;
  • Последствия нейроинфекций;
  • Инволюционные изменения головного мозга (болезнь Альцгеймера)

Выделяют следующие виды апраксии: лобную, моторную, премоторную, кортикальную и билатеральную апраксию.

Классификация

  1. Моторная. Пациент не может воспроизвести любое активное действие, как по просьбе врача, так и по подражанию. Человек понимает, какое именно движение ему необходимо совершить, но он не может выполнить задание, даже после того, как ему это действие или движение показал врач (например, развязать простой узел на шнурке):
    • Афферентная моторная. Человек не может правильно приспособиться к форме и длине предмета, которым пытается манипулировать, кисть больного не принимает соответствующую форму или позу, необходимую для выполнения определенного действия (взять ложку и начать кушать суп);
    • Эфферентная моторная. Человек испытывает большие трудности в выполнении несколько последовательных движений, которые нужны для определенных действий. Часто у больного можно наблюдать выраженные персеверации. У людей нарушается почерк, они не могут настучать пальцами простой ритм ;
  2. Идеаторная. У человека происходит нарушение планирования двигательной активности, а также нарушен контроль над выполненными действиями. При этом виде апраксии у больного нарушена правильная последовательность выполнения действий, возникают не соответствующие и ненужные движения. Пациент не может выполнить действия с данными или воображаемыми предметами. Например, пациент не может показать врачу, как заварить пакетик чая в кружке, как надо расчесывать волосы. Однако человек может совершить эти действия, если будет повторять за врачом, некоторые пациенты выполняют ряд действий автоматически. При этом заболевании пациент не только практически полностью утрачивает свои профессиональные навыки, он уже не может сам себя обслуживать. Идеаторная апраксия возникает в результате поражения височной области и лобных долей головного мозга;

Области мозга, участвующие в первичном прогрессировании апраксии речи

Конструктивная. У человека отсутствуют пространственные представления, чувство объема предмета. У больного нарушена пространственная ориентация. При этом заболевании пациенты по просьбе врача не могут собрать целое из составных частей (квадрат из четырех спичек). Но, при этом виде апраксии больной может воспроизвести ряд других действий, как по просьбе врача, так и по копированию за ним. Конструктивная апраксия является следствием поражения нижних отделов теменных долей. При этом заболевании перед пациентом встает проблема с пространственным выбором места для письма на чистом листе, некоторые пациенты не могут перерисовать простой рисунок, иногда нарушается само письмо;

  • Апраксия ходьбы. Походка больного нарушена, у него появляется неуверенность в походке, часто падает и спотыкается. При апраксии ходьбы у людей не диагносцируются моторные и сенсорные нарушения. Апраксия ходьбы является симптомом поражения коры лобных долей;
  • Апраксия оральная. Происходит нарушение речи, пациент не может правильно воспроизвести различные звуки. При этом заболевании человек испытывает большие трудности в выполнении простых артикуляционных движений при участии мускулатуры полости рта (не может достать кончиком языка до твердого неба, сжать губы «трубочкой», сильно высунуть язык). Апраксия оральная нередко сочетается с афферентной моторной афазией;
  • Пространственная апрактоагнозия. Человек испытывает большие трудности в написании букв, зеркальном отображении письма;
  • Мимическая или лицевая. У больного отмечаются нарушения речи (дизартрия);
  • Синдром «чужой руки»- относится к психо-неврологическим расстройствам. и характеризуется тем, что одна или две руки действуют сами по себе, независимо от желания самого больного (этот синдром сопровождают приступы эпилепсии). При этом заболевании одна рука пациента может расчесывать волосы, а другая рука, наоборот, взлохмачивать их. Синдром «чужой руки» имеет другое название – «рука-анархист», больная рука пациента ведет себя автономно и может нанести вред самой себе (засунуть пальцы в кипяток или в оголенные провода);
  • Кинетическая апраксия. Человек может планировать и контролировать свои активные движения, но у него утрачены автоматические навыки. Если понаблюдать за пациентом с кинетической апраксией, то можно увидеть, что все его движения очень медленные и неуверенные. Такие больные вынуждены контролировать выполнение самых простых движений, в том числе и в быту. При этом виде апраксии, на компьютерной томографии видны зоны поражения заднелобных премоторных зон головного мозга;
  • Кинестетическая апраксия (идеомоторная). У человека утрачиваются пространственные и соматотопические представления, но сохраняется планирование двигательной активности. В бытовой жизни примером кинестетической апраксии может служить апраксия одевания, которая характеризуется нарушением самого акта одевания (при попытке надеть брюки, больной одевает их задом наперед и не может правильно засунуть ногу в штанину). У человека с этим видом заболевания нарушается понимание процесса движения и выполнения символических действий. Диагноз подтверждают результаты компьютерной томографии, на которой находят различные поражения теменных долей головного мозга;
  • Проводниковая. Пациенты испытывают большие трудности в воспроизведении действий за врачом, хотя самостоятельная деятельность не утрачена. При этом неврологическом заболевании больной может выполнить символические действия по просьбе врача. На компьютерной томограмме видны участки поражения теменных долей головного мозга;
  • Диссоциативная. Человек испытывает большие трудности в выполнении движения по просьбе врача, хотя самостоятельное выполнение и повторение большинства действий за врачом сохранены. При этом виде апраксии происходит нарушение связи между ответственными участками : сенсорными компонентами речи и двигательными зонами головного мозга. При компьютерном исследовании обнаруживается поражение передней спайки мозолистого тела;
  • Динамическая. У человека нарушено непроизвольное внимание, а также затруднен процесс запоминания и автоматизации новых движений. Эти симптомы проявляются при поражении глубинных неспецифических структур головного мозга. При выполнении заученных программ действий, у пациентов происходят длительные паузы и ошибочные движения, но человек сам обращает на это внимание и пытается исправиться;
  • Апраксия речи. Возникает как следствие поражения участка головного мозга, происходит нарушение участия группы мышц в обеспечении речи, у таких пациентов невнятная речь. Апраксия речи это очень сложная патология детского возраста.
  • Диагностика

    Необходимо проводить дифференциальную диагностику между апраксией, парезами и параличами.

    Для постановки диагноза апраксии врач невролог проводит тестирование двигательно-кинестической функций, использует неврологическое обследование и специальные психоневрологические пробы. Для уточнения локализации участка поражения при заболеваниях головного мозга необходимо проведение КТ и ЯМР. Невролог дает указания больному сделать несколько заданий, которые включают в себя несколько последовательных движений, в том числе и повторение действий врача.

    Невролог предлагает пациенту выполнить несколько указанных действий: расчесать волосы, взять кружку в руки и попить воды из нее, написать несколько слов и так далее. После этого пациент совершает различные действия с реальным или воображаемым предметом (положить книгу в шкаф, почистить одежду).

    Терапия

    Терапия направлена на коррекцию двигательных навыков больного. Врач должен обучить пациента целенаправленным действиям, при сохранных у больного психических функциях. Если апраксия сочетается с нарушениями речи, что усложняет вербальный контакт с больным и его социальную адаптацию.

    В детском возрасте апраксия часто диагностируется при врожденном слабоумии, задержке психомоторного развития и ДЦП.

    При апраксии больным подбираются схемы индивидуальной терапии, применяется физиолечение, занятия с логопедом и большое значение придается трудовому обучению больных. Пациентам с серьезными неврологическими нарушениями необходимо оказать психологическая помощь, круглосуточное наблюдение и социальный работник.

    Ссылка на основную публикацию
    Что происходит во время чихания
    1000 Фактов 1000 фактов — читай и удивляйся Чихание — естественно для каждого из нас, особенно когда мы простываем. Но...
    Что нужно пить, когда болят почки
    Что нужно пить, когда болят почки? Болезни почек часто сопровождаются сильными болевыми ощущениями. Что пить при боли в почках, должен...
    Что нужно сделать перед посещением проктолога и чего ожидать от врача — «СМ-Клиника» Санкт-Петербург
    Врач-проктолог в Москве Если вам нужен опытный и квалифицированный врач-проктолог, запишитесь в одну из клиник IММА на территории Москвы. Наши...
    Что происходит при мужском климаксе
    Мужской климакс Мужской климакс – неизбежный период в жизни мужчины, характеризующийся половой инволюцией, обусловленной возрастными изменениями. По статистике, более трети...
    Adblock detector