Функции человеческого языка 3

Функции человеческого языка 3

Функции человеческого языка

2.1 ФУНКЦИИ ЯЗЫКА

1. Важнейшим средством человеческого общения является язык. Предназначенность языка быть орудием общения называется его коммуникативной функцией. Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, волеизъявления, чувства и душевные переживания, воздействуют друг на друга в определенном направлении, добиваются общего взаимопонимания. Язык дает людям возможность понять друг друга и наладить совместную работу во всех сферах человеческой деятельности. Язык был и остается одной из сил, которые обеспечивают существование и развитие человеческого общества.

Коммуникативная функция языка – основная социальная функция языка. Как ее дальнейшее развитие, усложнение и социализация у языка появляются функции экспрессивная и аккумулятивная.

2. Экспрессивная функция языка — это его способность выражать информацию, передавать ее и оказывать на собеседника воздействие. Экспрессивную функцию рассматривают как единство выражения и передачи сообщения (информативная функция), чувства и эмоций (эмотивная функция), волеизъявления говорящего (волюнтативная функция).

3. Мыслеформирующая функция — Язык используется как средство мышления в форме слов.

4. Язык – не только средство общения отдельных говорящих. Язык также средство межнационального общения, средство сохранения для потомков накопленного опыта и знаний. Эту функцию языка отражать знания и сохранять их называют когнитивной (гносеологической) функцией.

Язык как важнейшее средство общения выполняет свои социальные функции благодаря гибкости своих единиц, многомерности и динамичности системы языка, его категорий.

Разные единицы языка различно участвуют в выполнении социальных функций языка, в выражении и передаче сообщения. Непосредственно в акте сообщения используются номинативные и предикативные единицы языка – слова и предложения. Номинативными единицами являются не только отдельные знаменательные слова (дом, ходить, пять, хороший, быстро и т.д.), но и составные наименования и фразеологизмы (железная дорога, читать лекцию, от всего сердца и т.д.). Предикативными единицами являются различного рода предложения.

Кроме коммуникативных единиц язык располагает еще строевыми единицами, необходимыми для построения номинативных и предикативных единиц. Такими единицами языка являются фонемы и морфемы, словоформы и модели словообразования, словоизменения и построения предложений.

Средства языка, его единицы и модели имеют троякую отнесенность – к системе языка, мышлению и человеку – говорящему, слушающему и читающему. Единицы языка различаются материальной и идеальной стороной, формой и содержанием, причем и характер этих сторон, и отношению друг к другу у разных сторон разные.

Все единицы, как и все знаковые единицы, обладают материальной стороной. Они должны восприниматься органами чувств, прежде всего органами слуха и зрения. Способность единиц языка быть воспринятыми называют их перцептивной функцией. Единицы языка служат для обозначения и разграничения чего-то иного, идеального и материального. Способность единиц языка обозначать и различать называют их сигнификативной функцией.

Материальную сторону единиц языка образуют фонемы и морфемы, а также их типовые сочетания – фонемные и морфемные блоки. Фонемы и морфемы являются мельчайшими единицами языка, они обладают различительными функциями. Например, слова: жар и шар, вар и вор, вор и вол различаются соответственно одной фонемой, каждая из которых не является морфемой. Слова набор и подбор, сбор отличаются морфемой-префиксом, а слова сборщик и сборник – морфемой суффиксом.

По материи, которая используется для построения единиц общения, язык может быть звуковым и письменным. Основная форма языка – звуковая, так как существуют бесписьменные языки, тогда как только письменная фиксация (без ее звучания) делает язык мертвым.

Дополнительные средства общения бывают звуковыми и графическими. Так, наряду с обычной разговорной речью используются различные звуковые сигналы, например, звонки, гудки; сюда же примыкают современные технические средства общения, как-то: звукозапись, телефон, видеотелефон, радио и т.д.

Более разнообразны графические дополнительные средства общения. Для всех них характерно, что они переводят звуковую форму языка в графическую – полностью или частично. Среди графических форм речи, кроме основной формы – общего письма данного народа, необходимо различать:

1 Вспомогательные языки – ручную азбуку (дактилологию) и шрифт Брайля; они были созданы для того, чтобы помочь пользоваться языком лицам, потерявшим слух или зрение.
Ручная азбука основа на изображении букв при помощи пальцев; к знакам пальцев добавляются сигналы, помогающие различать аналогичные звуки; например, кисть на груди означает звонкий, кисть, удаленная от груди – глухой звук. Точечный шрифт слепых был создан Луи Брайлем; буквы изображаются при помощи комбинации шести точек.

2 Специализированные системы сигнализации, например: телеграфные азбуки (азбука Морзе), дорожные знаки, сигнализация флагами, ракетами и т.п.

3 Научная символика – математическая, химическая, логическая и т.п. В современной науке широко используется символика математической логики:

R – отношение: xRy – x имеет отношение к y.

Все названные системы сигнализации, символики, средств языка, будучи разными знаковыми системами, используются как средство общения. Язык является всеобъемлющей исторически сложившейся системой средств общения, обслуживающей общество во всех сферах его деятельности.

Интересные факты о языке человека (15 фото)

Строение языка

Человеческий язык образован из мышечной ткани, которая не содержит костей и покрыта слизистой оболочкой. Совершать движения органу помогает поперечнополосатая мускулатура, которая состоит из собственных (используются для укорачивания, утолщения, приподнимания) и скелетных (позволяют высовывать орган из полости рта и возвращать обратно, фиксировать положение) мышц. Среди частей органа выделяют:

  1. Корень – задняя треть, расположенная возле гортани. Корень почти неподвижен.
  2. Тело – передние две трети органа, состоящие из самых подвижных мышц закругленных на конце. Посередине тело разделено вертикальной линией.
  3. Уздечка – слизистая часть, связывающая нижнюю часть органа с дном ротовой полости (область под передней частью).
  4. Борозда – граница между корнем и телом.

Слизистая оболочка переходит в межмышечную соединительную ткань. В языке нет подслизистого слоя, в связи с чем, он не образует складки. Слизистая оболочка покрыта эпителиальной тканью, в которой есть железы, рецепторы вкуса и лимфатические образования. В области тела орган покрыт сосочками четырех типов, которые хорошо видны под микроскопом:

  1. Нитевидные – расположены почти по всей поверхности. Сосочки имеют беловатый оттенок, почему орган и приобретает бледно-розовый цвет. Нитевидные сосочки языка, их строение и функции не участвуют в восприятии вкуса. Они обеспечивают удержание пищи и чувство осязания. При патологических нарушениях в пищеварительной системе клетки перестают отделяться, и эпителиальная ткань задерживается, почему поверхность органа становится «обложенной», то есть образуется белый налет.
  2. Грибовидные – расположены на всей поверхности, кроме центральной области спинки и терминальной бороздки. Имеют округлую форму и бледно-розовый цвет. В эпителии сосочков есть рецепторы вкуса.
  3. Желобоватые – находятся рядом с корнем языка. Являются рецепторами вкуса. Сосочки имеют самый крупный размер и видны не только под микроскопом, но и при визуальном осмотре без специальных приборов.
  4. Листовидные – расположены по бокам рядом с небными дугами. Содержат вкусовые луковицы и язычные железы, которые выделяют слизистый секрет.

Среди нитевидных сосочков также выделяют конический тип, который считают переходной формой ко вкусовым сосочкам. Этот вид является рецептором боли, температуры и осязания. Язык полностью пронизан кровеносными сосудами. При травматическом повреждении слизистой оболочки органа, у человека может развиться сильное кровотечение и болевой шок.

Язык принято разделять на три части – это корень, верхушка и само тело. Все три части покрыты сосочками разных видов.

  • Нитевидные. Этими сосочками, характеризующимися интересной продолговатой формой, покрыта большая часть поверхности языка. Именно они придают языку некую «бархатистость».
  • Желобовидные. Они находятся на теле и в их стенках ютятся вкусовые луковицы. Такой вид сосочков очень низкий и практически не возвышается над поверхностью. Это небольшие цилиндрические башенки в напоминающем борозду кольце, окружённые валиком.
  • Листовидные. Они имеют форму, соответствующую названию и располагаются по бокам и сзади и, кстати, тоже различают вкус.
  • Грибовидные. Эти сосочки располагаются на самой верхушке языка. Их можно увидеть на фото языка или попросту в зеркале. Это красные точки, которые участвуют в распознавании вкуса.
  • Конусовидные. Отчасти эти сосочки похожи на нитевидные, но гораздо меньше. Их расположение – центральная часть спинки языка.
  • Чечевицевидные. Эти сосочки меньше грибовидных, поэтому легко помещаются между ними, имея разные размеры.

Между телом и корнем есть слепое отверстие, за которым спрятана миндалина. Само отверстие – это щитоязычный заросший проток.

Слюнные железы располагаются наверху и по краям, а пронизанные через все мышцы кровеносные сосуды позволяют языку быть идеальным помощником в наслаждении пищей и переваривании в принципе.

Средство диагностики

Язык, строение которого отличается сложностью, — индикатор состояния организма. По внешнему виду предполагают заболевания:

  • о болезнях ЖКТ свидетельствует желтый налет;
  • дрожание кончика – признак неврозов, заболеваний нервной системы;
  • трещины – симптом патологий пищеварения;
  • углубление борозды – симптом недуга спины;
  • нарушения обмена веществ — слизистая сухая;
  • светлые язвочки возникают при гастрите, сопровождающемся повышенной кислотностью;
  • яркая, блестящая поверхность – признак высокой температуры, инфекции;
  • белый налет сигнализирует о кандидозе, стоматите.

Здоровая спинка гладкая, бархатистая бледно-розового цвета. Он не покидает пределов зубов, влажный, имеющий ровную, прямую центральную борозду. Налет появляется из-за анаэробных бактерий, скапливающихся на слизистой. Эффективное средство борьбы – ежедневная обработка зубной щеткой.

  1. Курепина М.М., Ожигова А.П., Никитина А.А. Анатомия человека. Москва, 2010.
  2. Фед.кович Н. Анатомия и физиология человека. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2003.

Функции

Язык человека – это непарный мышечный вырост, расположенный в полости рта и не содержащий костей. Орган отвечает за восприятие вкуса и непосредственно участвует в механической переработке пищи. После поступления пищи в ротовую полость, происходит ее смешивание со слюной. С его помощью начинается пищеварительный процесс, так как именно он обеспечивает глотательный акт и дальнейшее продвижение пищи. Немаловажными функциями для человеческого организма является слюноотделение и жевательная активность.

Кроме того, язык наделен высокой осязательной чувствительностью. Эта особенность дает возможность ощущать прикосновение к оболочке органа различных предметов. Анатомическое строение и функции языка позволяют человеку членораздельно разговаривать. Благодаря этому люди способны выражать мысли и произносить полноценные фразы, формируя общение в социуме.

Особенно важна роль органа при кормлении новорожденных детей грудным молоком матери. Благодаря отсутствию костей, ребенок легко захватывает молочные железы. У плода при внутриутробном развитии формирование органа начинается на 4-5 неделе беременности. Также по состоянию языка судят о развитии патологических нарушений в организме у человека в любом возрасте. Во внимание врачей принимается не длина языка, так как она может отличаться у людей, а его подвижность, окрас и наличие налетов.

Анатомия языка позволяет ему справляться с несколькими функциями:

  • Ускоряет регенерацию всех повреждённых участков языка и ротовой полости.
  • Помогает во всасывании различных медицинских препаратов.
  • Защищает от различных инфекций и вирусов.
  • Даёт возможность различать огромную гамму вкусов, температуру и даже боль.
  • Помогает говорить чётко, понятно и даже имитировать определённые звуки.

Про то, что помогает нам произносить чёткие звуки, мы и поговорим.

Нижняя продольная мышца

Это парная мышца языка, которая на самом деле очень тонкая и находится аж под апоневрозом. Она словно обнимает язык, располагаясь по бокам, выше всех остальных, если рассматривать её от перегородки.

Верхняя продольная мышца полностью соответствует своему названию, идя от корня языка.

Она помогает отводить язык в сторону и создаёт на нём утолщение, делая его короче.

И снова речь о внутренней группе мышц, которую не найти на фото языка. Она тоже парная и идёт рядом с нижней. Продольная мышца располагается между подбородочно-язычной и подъязычно-язычной мышцами. Там же располагаются и нижняя поверхность языка.

Эта мышца языка крепится к апоневрозу сверху и несёт те же функции, что и верхняя продольная.

Индикатор заболеваний?

Часто люди задумываются, почему на приеме в поликлинике врач просит показать язык. Интерес докторов вызван тем, что ряд болезней проявляется в изменении внешнего вида органа. В нормальном состоянии язык здорового человека розового цвета и имеет легкий блеск. Также отмечается умеренная влажность, нормальная чувствительность и образование тонкой беловатой пленки.

Проводить осмотр ротовой полости лучше в утренние часы, после сна. Образование сильного белого налета, как правило, указывает на грибковое инфицирование. Желтый окрас отмечается у больных с патологиями пищеварительной системы, красный — сердечнососудистой. Налет возникает вследствие чувствительности бугорков, активно реагирующих на воспаления в организме. На корне отражаются инфекционные заболевания. При определенных патологиях происходят следующие изменения, которые можно заметить самостоятельно:

  • при заболеваниях щитовидной железы и неврозах высунутый язык сильно дрожит;
  • при повреждении продолговатого мозга отмечается легкое подергивание либо неподвижность;
  • при непроходимости кишечника и иных патологиях желудочно-кишечного тракта возникает повышенная сухость языка и образование коричневого налета;
  • при заболеваниях пищеварительного тракта в хронической форме и расстройствах психики образуются глубокие борозды;
  • при ревматизме отмечаются две белые полосы;
  • четкая полоса посередине — признак патологий костей спины. Неровная линия на корне является признаком заболеваний поясничного отдела позвоночника, кривые полосы на кончике свидетельствуют о нарушениях в шейном отделе;
  • отпечатки зубов по бокам и спереди наблюдаются при неусваиваемости пищи, сильных эмоциональных потрясениях и неврозах;
  • при обезвоживании организма, сахарном диабете, заболеваниях эндокринной системы, обильных кровотечениях, перитоните у пациентов возникает сильная сухость в ротовой полости, в том числе на языке;
  • при стоматите, кандидозе и дисбактериозе образуются белые бляшки;
  • при повышенной кислотности желудка возможно образование небольших язв белого или желтого цвета.

Также в состоянии ротовой полости отмечаются изменения после длительного курса лечения антибиотиками и другими медикаментозными препаратами, для чего требуется проводить терапию строго по назначению врача. При очном осмотре по состоянию языка доктор может предположить, почему произошли нарушения в работе органов, что в дальнейшем сократит время обследования и постановки диагноза.

Познакомившись с анатомией языка, становится понятно, что, несмотря на свой небольшой размер, язык — важный орган человеческого тела. При его отсутствии жизнь людей была бы неполноценной. Кроме того, выступая в роли своеобразного индикатора здоровья, по состоянию органа можно своевременно определить патологические нарушения в организме.

Помимо удивительного строения этого маленького органа, впечатляет и его возможность помощи в вопросах определения состояния здоровья. Как это выглядит?

Например, если язык становится сухим, это сигнализирует об обезвоживании. Страшно ли это? На самом деле да, ведь такой симптом свидетельствует о серьёзной кишечной инфекции, перитоните и даже внутреннем кровотечении, диагностировать которое не так и просто. Или же это явный признак повышения уровня сахара в крови и сбоя работы щитовидной железы.

Если наблюдается сухость с горьковатым привкусом при утреннем подъёме, необходимо провести исследование жёлчного пузыря.

При дисбактериозе или молочнице язык может становиться белым. Кстати, таким же налётом может проявить себя и стоматит. И это далеко не все симптомы и проблемы.

Удивительным строением человеческого организма действительно является язык. Какая мышца в нём самая важная? Очевидно, что все несут свой особый смысл и предназначение. Следите за состоянием своего языка и всегда обращайте внимание на сигналы, которые он может подавать вам.

Зачем нужен вкус

Давным-давно, когда люди еще не изобрели рестораны, они делили вкусы на потенциально опасные и не очень. «Горькое» тогда было знаком вероятного яда, «кислое» — чего-то недозрелого или испорченного. А вот вкусы сладкого или умами — богатой протеинами еды — сигнализировали «прекрасная и редкая еда, хватай!» Именно поэтому современный человек часто страдает от ожирения: внутренний примат не в курсе, что еда давно стала легкодоступной и голод не предвидится, поэтому требует хватать бургеры и леденцы, а бороться с ним невероятно трудно — ведь он настроен на выживание.

Большинство позвоночных различает те же вкусы, что и человек. Но есть исключения. «Используй или потеряй» недаром считается главным принципом эволюции: те животные, которым не нужно чувствовать определенный вкус, постепенно теряют эту способность. Так, все кошачьи не ощущают сладости: у них деактивирован один из двух генов, отвечающих за работу соответствующего рецептора. Предположительно дело в том, что они хищники. А у травоядных панд отключено восприятие умами — всё равно вряд ли им попадется богатый протеинами бамбук.

Есть у вкуса и темная сторона: мы начинаем любить неприятные ранее ощущения, если проникаемся мыслью, что выгоды превышают неудобства. Например, кофе и алкоголь горчат, но зато один может разбудить нас, а второй — развеселить, и вот я решительно вхожу в винный отдел, чтобы сделать себе горько.

Кстати, склонность к выпивке может быть в том числе связана со вкусом, точнее, с генетически заложенной чувствительностью к горькому: если тебя не тошнит от горечи алкоголя, стать пьянчужкой гораздо легче.

Слизистая оболочка

Все мышцы представляют собой цельную конструкцию, которая всегда слаженно работает. Как говорилось ранее, она никогда не спит и постоянно находится в движении. Для недопущения травмирования язык находится в особой слизистой оболочке.

Если говорить про корень языка, то его слизистая очень гладкая, а вот нижняя его часть и верх – шероховатые. Это обусловлено тем, что на этих частях столь маленького, но важного органа находятся сосочки различной формы, о которых говорилось выше.

ЯЗЫК КАК ФУНКЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА. ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ СУБСТРАТЫ МЫСЛИ

Язык — особая функция человеческого организма, во многих от­ношениях существенно отличная от всех других функций и одновре­менно решительно выделяющая человека среди других живых существ. За управление органами человека, участвующими в речевой дея­тельности, ответственны определенные участки головного мозга (цен­тры Брока и Вернике), что также отличает человека от животного.

Язык, речевая деятельность биологически не наследуется, хотя человек и обладает биологическими (антропологическими) предпосыл­ками для такой деятельности. Каждый родившийся ребенок научается речи в обществе, в общении с другими людьми; язык — общественный продукт, и общество является непременным условием формирования языка у индивида. При этом человеку отведен природой ранний детский возраст для овладения родным языком. Освоенная в детском возрасте речевая деятельность, вербальное мышление и связанные с ними функции человеческих органов остаются постоянным признаком человека.

Этими своими чертами речевая деятельность человека может по­казаться сходной с деятельностью названных органов человека. Для познания как языка, так и других функций своего организма человек должен сделать их предметом целенаправленного специального иссле­дования и изучения. Язык человека так же сложен, замечал Л. Витген­штейн, как и его организм. Однако природа языка в сравнении с указанными функциями остается принципиально различной во многих отношениях. В названных выше функциях специальных органов (слуха, зрения и др.) осуществляется чисто физиологическая природная дея­тельность человека как живого существа. Языку же человек научается в обществе, в общении с другими людьми; а точнее — научается речевой деятельности, в которой он приобретает знание языка как формы, владение которой дает ему возможность выражать и понимать многообразное содержание.

Язык способен к динамичному развитию и совершенствованию, в то время как функции указанных органов остаются за наблюдаемую историю человечества неизменными.

Язык как форма выражения мысли является общим для всех говорящих на данном языке. Но использование этой формы для субъективно организуемого и выражаемого содержания зависит от

личности — ее целей, намерений, степени владения этой формой, способностей личности и др. И здесь кроется одно из глубинных диалектических противоречий языка: с одной стороны, объективные потенциальные возможности языка и, с другой,— трудность овладения ими творческой личностью. Об этом противоречии образно, в поэти­ческой форме сказал В. Брюсов в своем знаменитом стихотворении «Родной язык»:

Мой верный друг, мой враг коварный, Мой царь, мой раб, родной язык.

Выше мы говорили, что отличительной чертой языка как функции человеческого организма, выделяющей язык среди других функций, является присущее ему развитие и совершенствование. Условием, обеспечивающим развитие и совершенствование языка, является, во-первых, свойственный речевой деятельности творческий характер и, во-вторых, общественная природа языка. Результаты творческой дея­тельности индивида благодаря языку становятся не только достоянием их автора, но могут стать предметом дальнейшего усовершенствования многих и в принципе всего говорящего коллектива. Коммуникативная функция языка в итоге направлена на познание внешнего и внутрен­него мира человека; она осуществляется в виде обмена созданиями мысли — образами, понятиями, смыслами, выражаемыми языковыми единицами. Коммуникативная функция обеспечивает участие всего говорящего коллектива в отражении и познании мира и одновре­менно — в развитии речи каждого члена общества. Сам того не подо­зревая, каждый участник языкового обмена способствует общему языковому движению.

Язык одинаково способен к познанию внешнего и внутреннего мира человека, включая самого себя. Познание с помощью языка других функций человеческого организма ведет к их четкой дифферен­циации, выделению их существенных признаков, совершенствованию.

Во всем этом выражается особенный характер языка как функции человеческого организма, необходимо действующий только в единстве с обществом. Общество является непременным условием языка как вида общественной деятельности. Общественная функция языка од­новременно предоставляет возможность и создает условия для реали­зации творческих возможностей индивида. Такова внутренняя антиномия языка: он создает условия для творчества личности и вместе с тем делает это творчество достоянием общества.

Динамизм развития языка идет в единстве с общественным разви­тием того или другого народа-носителя языка и отражением этого развития в языковых процессах. Вплоть до настоящего времени пре­обладающим является процесс дифференциации языков и появления 354

новых. Именно этому процессу обязано существование в современном мире, по разным подсчетам, от 3 до 5 тысяч языков. Биологически (антропологически) человек (Homo sapiens) представляется величиной постоянной по сравнению с изменением, развитием и совершенство­ванием его деятельности, мышления и языка. Разумеется, функцио­нально органы человека не могли не развиваться одновременно с изменением и развитием общества, производства, условий жизни и т. д. Некоторые функции могли деградировать и отмирать. Развитие различных видов деятельности не могло не отражаться на мышлении, на расширении и усложнении его функций. Некоторые авторы не исключают и морфологических изменений человеческого мозга за это время (19). Однако для доказательства наличия таких морфологических изменений нужны достоверные исследования.

Как само возникновение мысли происходит под воздействием внешних и внутренних импульсов, так и ее реализация и выражение сопровождается внешними и внутренними ее субстратами, доказыва­ющими ее реальность как идеального явления. Открытие современной нейрофизиологией однозначной связи между элементами речи (фоне­мами, морфемами, словами и их значениями, логическими операциями и др.) и различным проявлением активности определенных нервных клеток головного мозга явилось крупным достижением в познании внутренних материальных субстратов психических явлений (см. работы Н.П. Бехтеревой и ее сотрудников, А.Р. Лурия, О.С. Виноградовой и др.). Таким образом, возникшая под воздействием действительности та или другая мысль как идеальное образование имеет свои особенные внешние и внутренние проявления, или субстраты. Внешними суб­стратами мысли могут выступать жест, мимика, «выразительное дви­жение», а также и звук, т. е. любое внешнее проявление в поведении человека, возникшее под влиянием мысли. Ограниченный набор суб­стратов мысли делал необходимым их повторяемость, что вело к закреплению субстрата за той или другой мыслью. В конечном итоге между мыслью, отражаемым явлением действительности, вызвавшим ее образование, и тем или другим внешним ее субстратом создается и закрепляется единство. Субстрат становится для сообщества показате­лем содержания мысли, т. е. ее знаком.

По мнению ученых, первобытный человек сопровождал свою мысль более сильным, непосредственным чувством, страстностью, т. е. внешнее проявление мысли было более активным, а следовательно, более заметным. В то же время, как замечают исследователи, намерен­ное, сознательное использование субстратов как знаков мысли вело к уменьшению страстности и эмоциональности в общении, последнее требовало сосредоточения внимания на внешнем знаке-субстрате, на его содержании.

Применявшиеся на заре человечества различные знаки-субстраты не были равными по своим знаковым, а значит, и функциональным возможностям, своим соответствием природе мысли. Отсюда их диф­ференциация по своей продуктивности, по своей близости к свойствам мысли как идеального явления. Победа звука в этой конкуренции знаков-субстратов закономерна и необходима, она была предопреде­лена как биологическими, антропологическими данными человека, так и природными и социальными условиями его жизни.

В процессе, своего образования и функционирования язык высту­пает в двух ипостасях, закрепляющих его как средство обмена мыслями в обществе: с позиции говорящего и позиции слушающего. Единство языка как средства общения осуществлялось и укреплялось с учетом этих двух его позиций, а следовательно, двух его представлений.

Важность слушания в генезисе, в функционировании языка видна, в частности, хотя бы из того, что освоение языка в детстве начинается со слушания. Овладение речью ребенок начинает с восприятия, слу­шания речи других. На примере речи других ребенок первоначально устанавливает связи между слышимыми звуковыми комплексами и соответствующими им предметами. Он — наблюдатель совершающе­гося на его глазах речевого обмена ипассивно участвует в окружающей его речевой деятельности. Так начинается усвоение языка. На своем опыте каждый родитель убеждается, что ребенок до того, как научится произносить слова, знает, какими словами обозначаются многие окружающие его предметы, но эти слова до овладения им речью произносятся другими людьми. На вопросы указать, где мама, где папа, где тот или другой предмет из окружающих его предметов, ребенок безошибочно указывает на называемое. Произносить эти слова он еще не научился, т. е. он пока еще не может стать активным участником речевого обмена. Но пассивным он любит быть. И когда с ним заговаривает мать либо другие окружающие его люди, он жадно воспринимает и впитывает речь. Известно, что родители непроизволь­но и интуитивно любят говорить с новорожденным; с этого начинается «школа» обучения языку. Прочно закрепившийся в мозгу ребенка звуковой образ слышимого слова объективно и стихийно вызывает у ребенка стремление научиться выговаривать слово за словом и тем самым стать активным участником речевого обмена. Быть же участни­ком речевой деятельности — для ребенка важнейший стимул освоения языка. Для ребенка, таким образом, ставится труднейшая задача: подражая речи других, научиться произносить определенные комплек­сы звуков, т. е. впервые скоординировать действия многих органов произношения и тем самым научиться выговаривать самые простые слова. Причем для ребенка — это не отдельные слова как таковые, а психологически законченная мысль, своего рода слово-предложение. Вьщелять же и произносить в своей речи отдельные звуки осознавать их — для ребенка дело будущего. 356

Дата добавления: 2016-06-05 ; просмотров: 1830 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Читайте также:  Жим сидя в Смите - Sportmenu
Ссылка на основную публикацию
Фукорцин при герпесе показания, применение для детей, как пользоваться
Применение Фукорцина при герпесе Фукорцин при герпесе применяется в качестве вспомогательного средства. Он не обладает активностью по отношению к вирусу...
Фосфолипиды, Глицерофосфолипиды — БИОХИМИЯ
Фосфолипиды. Фосфатидилэтаноламины и фосфатидилсерины (кефалины), фосфатидилхолины (лецитины) – структурные компоненты клеточных мембран. К сложным липидам относят липиды, имеющие в молекуле...
Фосфор в крови норма, повышен, понижен в анализе
Фосфор в крови В крови человека обязательно должен присутствовать фосфор, наряду со многими другими элементами. Отклонение уровня фосфора в крови...
Фулфлекс капсулы инструкция по применению · GitHub
Фулфлекс инструкция цена в украине Одной из самых частых возрастных проблем является подагра, однако сегодня боль в суставах можно лечить...
Adblock detector