Функциональная дислалия формы, причины и коррекция

Функциональная дислалия формы, причины и коррекция

Функциональная дислалия: понятие, симптомы и коррекция

Нарушение произношения букв, слов или слогов – достаточно распространенная проблема в детском возрасте. Причиной патологии чаще всего является органическое повреждение головного мозга во время родов, беременности или после рождения. Однако функциональная дислалия − это речевое нарушение, при котором в головном мозге отсутствуют структурные изменения. В этом случае возникновение речевого дефекта связано с незрелостью корковых отделов ЦНС. Лечение основывается на комплексном подходе, и обязательно включает в себя работу с логопедом и психологом.

  • Определение и классификация
  • Возникновение патологии
  • Клинические проявления и осложнения
  • Диагностические мероприятия
  • Методы коррекции
  • Профилактика

Определение и классификация

Функциональная дислалия – расстройство речи без дефектов артикуляционного аппарата, проявляющееся искажением или неточностью воспроизведения слов. Дислалия бывает простой − мономорфной, когда ребенок не может выговорить какой-то один звук или звуки из одной группы; полиморфная − сложная, когда нарушается произношение нескольких звуков из разных групп. Формирование лексико-грамматической речи при этом не страдает.

Функциональную дислалию разделяют на основе патогенеза: моторная (отсутствие готовности органов артикуляции к выполнению сложных движений), сенсорная (трудности в узнавании и различении похожих звуков) и смешанная, когда оба механизма затронуты одновременно.

Также специалисты выделяют несколько форм данного речевого нарушения:

  • Артикуляторно-фонематическая – характеризуется заменой некоторых звуков на похожий. Например, «курица-курича», «кошка-коска» и т. д.
  • Акустико-фонематическая – развивается при плохо сформированном слухе, когда дети не могут верно узнавать акустические характеристики звуков. В таких случаях слова выглядят так: «кора-гора», «нора-пора».
  • Артикуляторно-фонетическая – искажение некоторых букв («р», «ш») и пр.

Часто у детей развивается не одна форма болезни, а ее смешанный вариант. В этом случае наблюдается подмена звуков, нарушение твердости и смягчения слов, недостаточное произношение букв: «й», «к», «р», «х» и т. п.

Возникновение патологии

При функциональной дислалии отсутствуют структурные повреждения мозга или артикуляционного аппарата. Ребенок слышит нормально. Большую роль в формировании дефекта играет среда, в которой растет малыш, и нарушения нейродинамических процессов созревания коры головного мозга. Патогенез объясняется несбалансированностью или слабостью нервных процессов в центральной нервной системе. Дисбаланс возбуждающих и тормозных процессов может располагаться в центре Брока, и тогда возникает нарушение воспроизведения слов и звуков; или в зоне Вернике, при этом затрудняется восприятие звуков и ребенок заменяет буквы на похожие по звучанию.

Провоцирующие факторы, способные привести к патологии:

  • слабое физическое здоровье ребенка;
  • частые простудные и инфекционные заболевания;
  • гипо- и авитаминозы;
  • расстройства питания (дистрофии);
  • «сюсюканье» с детьми дошкольного и более старшего возраста, приводящее к неправильному формированию речевых центров;
  • усвоение ребенком дефектов речи взрослых (картавость, неправильное произношение слов);
  • двуязычность в семье, при этом дети переносят звуки свойственные одному языку в другой;
  • позднее обращение к логопеду;
  • неблагоприятная семейная обстановка, частые стрессы;
  • нарушение подвижности языка, губ или нижней челюсти в результате врожденных или приобретенных дефектов;
  • педагогическая запущенность, при которой взрослые не общаются с ребенком и не поправляют неправильное произношение и пр.

Кроме того, на возникновение функциональной дислалии может повлиять и наличие задержки речевого или психического развития при различных патологиях нервной системы. В этом случае, лечение нарушений речи требует длительного и комплексного подхода.

Клинические проявления и осложнения

Каждая из форм нарушения речи имеет свои специфические проявления. Акустико-фонематическая форма объясняется неверным восприятием отдельных звуков в словах, поэтому ребенок заменяет их на похожие или более простые («кочка-точка», «зонт-сонт»). Артикуляторно-фонематический вариант характеризуется двойственным течением: дети используют более простые звуки вместо непонятных и сложных, а при втором варианте ребенок путает положение губ и языка, в связи с чем речь понятна только частями. Заменяются при этом шипящие, свистящие и другие звуки. Артикуляторно-фонетический тип связан с неправильными вариантами произношения звуков, вплоть до полной неузнаваемости фонем.

Акустико-фонематический и артикуляторно-фонематический вариант не только приводит к речевому дефекту, но и затрудняет процесс письма и чтения. Дети ошибаются при написании текстов под диктовку, при самостоятельных занятиях, что значительно осложняет обучение гуманитарным предметам. Кроме того, проблемы с речью обуславливают дезадаптацию в обществе, замкнутость и отчуждение от коллектива.

Диагностические мероприятия

Для постановки верного диагноза и дифференцировки органической патологии от функциональной, необходимы консультации нескольких специалистов – детского невролога, логопеда, психолога, оториноларинголога и педиатра. На приеме врач использует следующие диагностические подходы:

  • Сбор жалоб и анамнеза речевых нарушений. Родителей подробно опрашивают, когда начались затруднения речи, чем сопровождались, имеет ли ребенок заболевания нервной системы, как протекала беременность у матери и т. п.
  • Осмотр ротовой полости.
  • Исследование речевых навыков ребенка: выполнение особых упражнений – открывание и закрывание рта, вытягивание губ в трубочку, улыбка, изменение позиций языка (широкий, узкий, дудочка). При таких манипуляциях врач отмечает тонус мышц артикуляционного аппарата и может выявить его нарушения.
  • Оценка звукопроизношения – ребенка просят назвать предметы, изображенные на картинках. Задания подобраны таким образом, что предъявляемый звук находится в разных позициях – начале, конце или середине слова. После окончания исследования можно узнать характер дефекта – пропуск, замена, искажение или смешение звуков.
  • Логопед проводит анализирует фонематический слух – повтор слогов за специалистом, чтение по слогам с изображений.
  • Дополнительные методы инструментальной диагностики – электроэнцефалография, магнитно-резонансная томография головного мозга при подозрениях на органическую патологию.

После окончания диагностики специалисты ставят диагноз и назначают необходимое лечение индивидуально для каждого ребенка.

Методы коррекции

Терапия характеризуется комплексным подходом и включает в себя: медикаментозное лечение, занятия с логопедом, консультации психолога или детского психотерапевта, общие оздоравливающие мероприятия. В качестве лекарственной терапии используют витамины группы В, положительно воздействующие на нервную систему; ноотропные препараты (Фенотропил, Пикамилон), улучшающие оксигенацию тканей (Актовегин).

Медикаменты назначаются только после консультации лечащего врача, так как лекарственные средства имеют определенные противопоказания.

Специальные занятия заключаются в упражнениях для развития отдельных частей артикуляционного аппарата и для тренировки произношения трудных звуков и слов. Для этого специалисты назначают логопедическую гимнастику и массаж, затем переходят к звукопостановке, разделению и усвоению звуков.

Параллельно с развитием речевого навыка занимаются совершенствованием фонематического слуха. Формируют слуховое внимание, объясняют различие фонем, используют игры на звукоподражание и узнавание звуков. Часто занятия с логопедом проводятся в группах, где дети могут контактировать друг с другом, таким образом, уменьшается их стеснительность и замкнутость. Консультации детского психолога или психотерапевта позволяют ребенку преодолеть комплекс неправильной речи, перестать бояться говорить и улучшить его адаптацию в обществе.

Большое внимание уделяется домашним занятиям: родители также помогают детям тренировать правильную речь, учат небольшие стихотворения и песенки, повторяют логопедическую гимнастику и дыхательные упражнения. Только комплексно воздействуя на нарушение, удается добиться положительного результата.

Читайте также:  В глазах расплывается - причины, как бороться с дэффектом

Профилактика

К профилактическим мероприятиям относится контроль над правильным произношением в домашних условиях, помощь ребенку в развитии речи, выполнение рекомендаций логопеда и других специалистов, полноценное витаминизированное питание и активный образ жизни. При выявлении проблем с речью, родителям сразу следует обращаться к логопеду и педиатру, а не ждать их самостоятельной коррекции.

Функциональная дислалия не является органической патологией, связанной с повреждением структур головного мозга. В связи с этим, используемые логопедические и медицинские мероприятия позволяют восстановить речевое развитие и добиться правильной, грамотной речи.

Дислалия

Дислалия – патологическое состояние, связанное с нарушением произношения различных звуков. Чаще всего дисфункция наблюдается у детей дошкольного возраста и на начальном этапе хорошо поддается коррекции. Если своевременно не провести лечение дислалии, во взрослом возрасте она может стать причиной недопонимания со стороны окружающих, трудностей в коммуникации, а также привести к нарушению письменной речи (дисграфии).

Обратите внимание! У дошкольников дислалия диагностируется в 30% случаев. В младшем школьном возрасте ее частота снижается до 20%, а у старшеклассников составляет 1%.

Содержание

  • Классификация
  • Причины
  • Патогенез
  • Симптомы (признаки)
  • Диагностика
  • Коррекция и прогноз
  • Профилактика

Классификация

Специалисты выделяют несколько форм дислалии в зависимости от того, каким фактором она обусловлена:

Механическая дислалия. Развивается на фоне органических нарушений в речевом аппарате – укороченная уздечка, неправильное формирование прикуса и пр. Также причиной может стать потеря некоторых зубов или возрастные изменения в организме. Механическая форма заболевания диагностируется у взрослых и детей.

Функциональная дислалия. Возникает на фоне психических или физических патологий. Спровоцировать изменения в речевой функции могут и некоторые неблагоприятные факторы внешней среды.

Функциональная форма болезни подразделяется на такие виды:

моторная – присутствуют проблемы со стороны речедвигательного аппарата, то есть пациент не может правильно двигать губами, языком для создания определенных звуков, что и ведет к дефекту произношения;

сенсорная – в этом случае пациент неточно воспринимает определенные звуки на слух и, соответственно, произносит их с такими же нарушениями;

сенсомоторная – одновременно объединяет признаки двух вышеуказанных форм.

В соответствии с перечисленными вариантами нарушения речевой функции дислалию разделяют на три группы:

артикуляторно-фонетическая – нарушение произношения наблюдается по причине неправильного взаимодействия речевых структур;

артикуляторно-фонематическая – диагностируется у детей, которые неверно усвоили расположение различных элементов речевого аппарата;

акустико-фонематическая – обусловлена дисфункцией речевого слуха, то есть ребенок не может воспринимать на слух определенные звуки правильно, что ведет к проблемам с произношением.

Дислалия может характеризоваться расстройством произношения только одной группы звуков. В таком случае говорят о мономорфной форме болезни. При одновременном нарушении произношения звуков разных фонетических групп диагностируется полиморфная дислалия.

Также выделяют разные формы патологии речевой функции в зависимости от того, произношение какого звука страдает (таблица):

Нарушение произношение звука Форма дислалии
р ротацизм
г гаммацизм
з, с, ч, ш, щ, ж сигматизм
х хитизм
л ламбдацизм
к каппацизм
й йотацизм

Также могут присутствовать проблемы с произношением только твердых звуков любой группы или их смягченных форм. У взрослых и детей могут присутствовать нарушения произношения, связанные с неправильным оглушением или озвончением звуков.

Важно! Отдельно выделяют функциональную дислалию у детей до 5 лет. Как правило, она развивается вследствие незрелости речевого аппарата и исчезает самостоятельно без специальной коррекции.

Причины

Спровоцировать развитие дислалии могут различные факторы. Последние могут быть органическими (связаны непосредственно с нарушением функций речевого аппарата) и социально-биологическими (другие патологии или влияние внешних факторов).

Органические причины дислалии:

нарушения формирования прикуса (даже незначительные);

укороченная уздечка верхней губы или подъязычная структура;

неправильное формирование челюсти;

высокий свод неба;

макроглоссия – большой язык (как правило, присутствует у детей с нарушениями физического развития);

расщелина твердого неба;

утолщение губ (в этом случае возникают сложности с произношением «губных» звуков);

микроглоссия – маленький или узкий язык;

отсутствие некоторых или всех зубов.

При правильном формировании речевого аппарата и отсутствии нарушений анатомического строения челюсти спровоцировать возникновение дислалии могут такие факторы:

проблемы со слухом;

неправильное восприятие отдельных звуков на слух и, соответственно, такое же их произношение (нарушение фонематического восприятия);

если родители «сюсюкаются» с ребенком и умышленно произносят звуки неправильно;

запаздывание речевого развития, умственная отсталость.

Нередко дислалия диагностируется у детей, которые недополучают внимание от взрослых, родителей – «предоставлены сами себе».

Патогенез

Патогенез механической дислалии обусловлен нарушением формирования элементов речевого аппарата. Из-за отсутствия зубов, аномальных размеров языка, губ отсутствуют условия для правильного произношения звуков.

Патогенез функциональной дислалии до конца не установлен. Специалисты связывают ее развитие с нарушениями слуховой функции или другими проблемами, не касающимися речевого аппарата.

Симптомы (признаки)

Распознать развитие дислалии у ребенка может только врач-логопед, так как у дошкольников речевой аппарат до конца не сформирован. У взрослых любые нарушения произношения должны стать поводом для обращения к специалисту.

Симптомы дислалии зависят от формы патологии и могут иметь разную степень выраженности:

замена одного звука на другой;

полное выпадение определенного звука из речи;

нарушение произношения одного или нескольких звуков;

смешивание звуков (то верное, то неверное произношение).

Если у ребенка косноязычие или проблемы с произношением конкретных звуков не исчезают к 5 годам, важно как можно быстрее обратиться к логопеду . Своевременное обнаружение патологии позволяет быстрее от нее избавиться и предупредить другие проблемы, в частности – нарушение письменной речи, сложности в общении с окружающими.

Обратите внимание! Проблемы с произношением у ребенка могут стать причиной насмешек со стороны сверстников, что нередко приводит к психологическим расстройствам, заниженной самооценке.

Диагностика

Верно установить диагноз может только квалифицированный врач-логопед. Для выявления дислалии и ее формы он проводит беседу с пациентом. Как правило, в ходе обычного разговора удается установить, какие проблемы с произношением присутствуют, что стало причиной их появления, а также определить возможные методы коррекции.

У детей диагностика дислалии возможна примерно с 5-летнего возраста. Объясняется это тем, что в данном возрасте ребенок уже имеет достаточно большой словарный запас и связную речь, может использовать слова в множественном и единичном числе, склоняет их в нужных падежах.

После консультации логопеда при необходимости пациент отправляется на прием к неврологу, стоматологу или другим смежным специалистам.

Коррекция и прогноз

Лечебная тактика определяется индивидуально и зависит от причины развития дислалии, а также ее формы. Предпочтение отдается комплексной терапии.

Коррекция включает три этапа:

Подготовительный. Направлен на устранение причины проблем с произношением. Тактика на данном этапе зависит и от формы патологии.

Читайте также:  Катадолон инструкция, отзывы, аналоги, цена в аптеках - Медицинский портал

Формирование начальных способностей произношения. Специалист обучает пациента точно произносить звуки, которые он не может выговаривать – сначала изолированно (только один звук), потом в слогах, словах и фразах.

Закрепление приобретенных навыков. Работа на последнем этапе направлена на безошибочное использование изученных звуков в повседневном общении.

На подготовительном этапе тактика может отличаться в зависимости от причины дислалии:

при механической форме болезни проводится коррекция дефектов речевого аппарата, например, коррекция прикуса, пластика языка, уздечки и пр.;

при моторных нарушениях эффективной будет специальная гимнастика речевого аппарата, логопедическая массаж;

при функциональной сенсорной дислалии достаточно обучить пациента правильно произносить звуки.

Параллельно логопед обучает пациента формировать сильную воздушную струю, необходимую для точного произношения звуков.

Логопедический массаж, используемый при дислалии, может быть таких видов:

расслабляющий – эффективен, если нарушение произношения связано с гипертонусом мышц языка, губ, лица и шеи, направлен на их расслабление;

активизирующий – используется в противоположных случаях, когда дислалия развивается вследствие чрезмерного расслабления мышц речевого аппарата;

дифференцированный – показан в случаях, когда присутствует повышенный тонус одной группы мышц и чрезмерная расслабленность другой.

Для повышения эффективности логопедический массаж может быть дополнен игровыми формами обучения произношению. Применяется такая методика как у детей, так и у взрослых.

На первичном этапе усилия направлены на общее укрепление речевого аппарата и восстановление его функциональности. Только затем приступают к формированию произношения отдельных звуков. Второй этап коррекции сложный и длительный. Он подразумевает отработку тех звуков, произношение которых нарушено или вообще отсутствует.

Логопед помогает пациенту научиться правильно использовать речевые структуры для формирования определенных звуковых групп. Выполняется это методом подражания. В отдельных случаях могут быть задействованы специальные инструменты. Сначала отрабатывают произношение одного звука, затем формируют слоги, слова, предложения.

Как правило, занятия с логопедом назначаются трижды в неделю. Дополнительно пациент должен выполнять рекомендованные врачом упражнения самостоятельно в домашних условиях. Коррекция является успешной и полностью завершенной, если удается достичь абсолютно точного произношения всех звуков в любых ситуациях. Длительность лечения может быть различной и зависит от запущенности патологического состояния.

Достичь полного устранения дислалии у детей и взрослых возможно . Причем, чем раньше будет начата коррекция, тем быстрее удастся восстановить нормальное произношение. Поэтому не стоит откладывать визит к логопеду даже при незначительных нарушениях речевой функции.

Профилактика

Минимизировать риск развития дислалии возможно при соблюдении следующих рекомендаций:

не «сюсюкать» и не искажать речь при разговоре с ребенком – с раннего возраста малыш должен привыкать к правильному произношению;

своевременная диагностика и устранение аномалий строения артикулярного (речевого) аппарата;

раннее выявление и лечение нарушений слуха у ребенка;

регулярное посещение стоматолога, коррекция прикуса в случае обнаружения его аномалии.

В процессе развития малыш должен получать достаточно внимания и общения со стороны взрослых. Это позволит ему услышать, запомнить и сформировать правильное произношение всех звуковых групп.

Речь – важный коммуникативный элемент в жизни каждого человека, используя который удается взаимодействовать с окружающими и достигать взаимопонимания . Поэтому его формированию у детей следует уделить должное внимание.

Взрослые также должны следить за правильным произношением звуков. Если обнаружены признаки дислалии, стоит как можно раньше обратиться к специалисту. Только врач-логопед способен найти эффективные методы восстановления речевой функции.

Дислалия ( Косноязычие )

Дислалия – это различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи. При дислалии проводится логопедическое обследование строения и подвижности речевого аппарата, состояния звукопроизношения и фонематического слуха, при необходимости – консультации стоматолога, невролога, отоларинголога. Логопедическое воздействие при дислалии включает 3 этапа: подготовительный, формирование первичных произносительных навыков, формирование коммуникативных навыков.

МКБ-10

  • Причины
    • Причины механической дислалии
    • Причины функциональной дислалии
  • Классификация
  • Симптомы дислалии
  • Диагностика
    • Дифференциальная диагностика
  • Коррекция дислалии
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Дислалия – нарушение нормированного произношения и употребления звуков речи, не связанное с органическим повреждением ЦНС или органов слуха. Дислалия является наиболее распространенным в логопедии речевым нарушением, которое встречается у 25-30% (по некоторым данным – у 52,5%) дошкольников (5-6 лет), 17-20% младших школьников (1-2 класс) и у 1% детей более старшего возраста. В последние годы в структуре дислалии преобладающими стали полиморфные нарушения звукопроизношения, которые препятствуют дальнейшему нормальному овладению письменной речью и способствуют возникновению дисграфии и дислексии.

Причины

Причины механической дислалии

В основе неправильного звукопроизношения при механической дислалии лежат органические дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов, челюстей). Среди аномалий строения языка и губ, приводящих к дислалии, встречаются:

  • короткая уздечка языка или верхней губы. При укороченной подъязычной связке, прежде всего, страдает произношение верхнеязычных звуков.
  • макроглоссия (массивный, язык), микроглоссия (узкий, маленький язык). Макро- и микроглоссия обычно наблюдаются у детей с общим физическим или умственным недоразвитием
  • толстые, малоподвижные губы. При аномалиях губ отмечаются дефекты губных и губно-зубных звуков.

Анатомические дефекты зубочелюстной системы, обусловливающие механическую дислалию, могут иметь врожденный характер либо возникать вследствие заболеваний и травм. Дефекты строения костной основы речевого аппарата представлены:

  • неправильным прикусом (глубоким, перекрестным, открытым, прогенией, прогнатией);
  • аномалиями зубных рядов (диастемами, редко расположенными или мелкими зубы и т. д.);
  • высоким узким (готическим) или низким плоским верхним нёбом.

Следует отметить, что нарушения произношения, связанные с такими органическими дефектами речевого аппарата, как расщелины верхней губы, мягкого и твердого нёба, относятся не к дислалии, а к ринолалии.

Причины функциональной дислалии

При функциональной дислалии строение артикуляционного аппарата не изменено, т. е. отсутствует органическая основа для нарушения звукопроизношения. В этом случае причинами дислалии выступают неблагоприятные социальные или биологические факторы.

  • Социальные факторы: подражание детей неправильной речи взрослых (торопливой, косноязычной, диалектной), подражание взрослых детскому лепету («сюсюканье»), случаи билингвизма в семье, педагогическая запущенность.
  • Биологические факторы: общая физическая ослабленность у часто болеющих детей, минимальная мозговая дисфункция (ММД), способствующая запаздыванию речевого развития, несформированности фонематического слуха, речевых укладов и их переключений.

Классификация

С учетом причин нарушения звукопроизношения выделяют механическую (органическую) и функциональную дислалию. Механическая дислалия связана с дефектами анатомического строения артикуляционного аппарата. Функциональная дислалия обусловлена социальными факторами либо обратимыми нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга. Функциональная дислалия, в свою очередь, подразделяется на:

  • моторную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речедвигательного анализатора). При моторной дислалии движения губ и языка становятся в некоторой степени неточными и недифференцированными, что обусловливает приблизительность артикуляции звуков, т. е. их искажение (фонетический дефект).
  • сенсорную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речеслухового анализатора). При сенсорной функциональной дислалии затрудняется слуховая дифференциация акустически сходных фонем (твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих), что сопровождается смешением и заменами звуков в устной речи (фонематический дефект) и однотипным заменам букв на письме.
  • сенсомотрную. В случае одновременного наличия сенсорной и моторной недостаточности говорят о сенсомоторной форме дислалии.
Читайте также:  Лечение апоплексии яичника; 【Киев】

В зависимости от несформированности тех или иных признаков звуков (акустических или артикуляторных) и характера дефекта (фонетического или фонематического) выделяют дислалию:

  • акустико-фонематическую;
  • артикуляторно-фонематическую;
  • артикуляторно-фонетическую.

С учетом количества нарушенных звуков дислалия может быть простой (при неправильном произношении 1-4 звуков) и сложной (при дефектном произношении более 4-х звуков). Если нарушается произношение звуков из одной артикуляционной группы (например, только шипящих или свистящих), говорят о мономорфной дислалии; если из разных артикуляционных групп (например, свистящих и шипящих одновременно) – о полиморфной дислалии.

Фонетические дефекты произношения звуков разных групп (искажения) при дислалии принято обозначать терминами, образованными от букв греческого алфавита:

  • Ротацизм – недостатки произношения [р] и [р’]
  • Ламбдацизм — недостатки произношения [л] и [л’]
  • Сигматизм — недостатки произношения шипящих [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящих [с], [с’], [з], [з’]
  • Йотацизм – недостатки произношения [й]
  • Гаммацизм – недостатки произношения [г] и [г’]
  • Каппацизм – недостатки произношения [к] и [к’]
  • Хитизм — недостатки произношения [х] и [х’]
  • Дефекты озвончения и оглушения – замены звонких согласных парными глухими и наоборот
  • Дефекты смягчения и твердости — замены мягких согласных парными твердыми звуками и наоборот

При дислалии часто встречаются сложные комбинированные дефекты (сигматизм + ротацизм, ламбдацизм + ротацизм, сигматизм/ротацизм + дефекты смягчения и т. д.).

В том случае, если при дислалии имеет место фонематический дефект (замены звуков), к названию недостатки звукопроизношения прибавляется приставка «пара-»: параротацизм, параламбдацизм, парасигматизм, парайотацизм, парагаммацизм, паракаппацизм, парахитизм.

Симптомы дислалии

Дефекты звукопроизношения при дислалии представлены пропусками, заменами, смешениями и искажениями звуков.

  1. Пропуск звука — его полное выпадение в той или иной позиции (в начале, в середине либо в конце слова).
  2. Замена звука – это стойкое замещение одного звука другим, также присутствующим в фонетической системе родного языка. Звуковые замены вызваны неразличением фонем по тонким артикуляторным или акустическим признакам. При дислалии могут заменяться звуки, различные по месту артикуляции или способу образования, по признаку звонкости-глухости или твердости-мягкости.
  3. Смешение звуков — ребенок постоянно путает два правильно произносимых звука в речевом потоке (т. е. употребляет их то уместно, то неуместно). В этом случае механизм дислалии связан с незаконченностью усвоения системы фонем.
  4. Искажение звуков – это ненормированное произношение, использование в речи звуков, отсутствующих в фонетической системе русского языка (например, велярное или увулярное произнесение [р], межзубное или боковое произнесение [с] и др.). Искажение звуков обычно встречается при механической дислалии.

При функциональной дислалии, как правило, нарушается произношение одного или нескольких звуков; в случае механической дислалии – группы сходных по артикуляции звуков. Так, открытый передний прикус будет способствовать межзубному воспроизведению звуков переднеязычной артикуляции ([з], [с], [ц], [ч], [ж], [ш], [щ], [д], [т], [л], [н]), поскольку кончик языка не может удерживаться за передними зубами.

Лексико-грамматическая сторона речи при дислалии формируется в соответствии с возрастом: имеется достаточно развитая словарная база, не искажается слоговая структура слова, правильно используются падежные окончания, единичное и множественное число, имеется достаточно высокий уровень развития связной речи.

Наряду с патологическими формами дислалии в логопедии выделяют так называемую физиологическую дислалию, возрастное косноязычие или физиологические несовершенства речи, обусловленные возрастной несформированностью фонематического слуха или движений органов артикуляции. Такие недостатки звукопроизношения в норме исчезают самостоятельно к 5 годам.

Диагностика

Диагностическое обследование речи при дислалии начинают с выяснения особенностей течения беременности и родов у матери, перенесенных заболеваний у ребенка, раннего психомоторного и речевого развития, состояния биологического слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата (по медицинской документации). Затем логопед переходит к исследованию строения и подвижности органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и оценки выполнения серии упражнений по подражанию.

Собственно диагностика устной речи при дислалии включает обследование состояния звукопроизношения и выявление дефектно произносимых звуков с использованием соответствующего дидактического материала. В процессе логопедического обследования выявляется характер нарушения (отсутствие, замена, смешение, искажение звуков) в различных позициях — изолированно, в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных), словах (в начале, середине, конце), фразах, текстах. Затем проверяется состояние фонематического слуха – способность к слуховой дифференциации всех коррелирующих фонем.

В логопедическом заключении отражается форма дислалии (механическая или функциональная), вид дислалии (артикуляторно-фонематическая, акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая), разновидность неправильного звукопроизношения (ротацизм, сигматизм и т. д.).

Дифференциальная диагностика

При механической дислалии ребенку может потребоваться консультация стоматолога (стоматолога-хирурга, ортодонта); при функциональной дислалии – детского невролога. Для исключения тугоухости проводится консультация детского отоларинголога и исследование функции слухового анализатора. Дифференциальную диагностику дислалии, прежде всего, следует проводить со стертой дизартрией.

Коррекция дислалии

Работа по коррекции дислалии выстраивается в соответствии с тремя этапами работы: подготовительным, этапом формирования первичных произносительных навыков и этапом формирования коммуникативных навыков.

  1. Подготовительный этап. При механической дислалии необходимо устранение анатомических дефектов в строении артикуляционного аппарата (пластика уздечки языка или верхней губы, курс ортодонтического лечения). При моторной функциональной дислалии проводится развитие речевой моторики (артикуляционная гимнастика, логомассаж); при сенсорной функциональной дислалии – развитие фонематических процессов. Также для правильного звукопроизношения важным является формирование направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики, отработка произношения опорных звуков.
  2. Этап формирования первичных произносительных навыков. Включает постановку изолированного звука (по подражанию, с механической помощью, т. е. с использованием логопедических зондов или смешанным способом); автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях и текстах и дифференциацию звуков (при их смешении).
  3. Этап формирования коммуникативных навыков. На заключительном этапе по коррекции дислалии формируются навыки безошибочного употребления отработанных звуков во всех ситуациях общения.

Логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться регулярно, не реже 2-3-х раз в неделю. Важно, чтобы дома также выполнялись задания логопеда и артикуляционная гимнастика. Продолжительность занятий при простой дислалии — от 1 до 3-х мес.; при сложной дислалии – 3-6 мес.

Прогноз и профилактика

В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции. Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, регулярностью занятий, участием родителей. У дошкольников дефекты звукопроизношения корригируются быстрее, чем у школьников, у учеников младших классов – быстрее, чем у учеников среднего и старшего звена.

Профилактика дислалии требует своевременного выявления анатомических нарушений в строении органов речи, окружение ребенка правильными образцами для речевого подражания, всестороннюю заботу о физическом развитии и здоровье детей.

Ссылка на основную публикацию
Фукорцин при герпесе показания, применение для детей, как пользоваться
Применение Фукорцина при герпесе Фукорцин при герпесе применяется в качестве вспомогательного средства. Он не обладает активностью по отношению к вирусу...
Фосфолипиды, Глицерофосфолипиды — БИОХИМИЯ
Фосфолипиды. Фосфатидилэтаноламины и фосфатидилсерины (кефалины), фосфатидилхолины (лецитины) – структурные компоненты клеточных мембран. К сложным липидам относят липиды, имеющие в молекуле...
Фосфор в крови норма, повышен, понижен в анализе
Фосфор в крови В крови человека обязательно должен присутствовать фосфор, наряду со многими другими элементами. Отклонение уровня фосфора в крови...
Фулфлекс капсулы инструкция по применению · GitHub
Фулфлекс инструкция цена в украине Одной из самых частых возрастных проблем является подагра, однако сегодня боль в суставах можно лечить...
Adblock detector