Функциональная дислалия - причины, симптомы, диагностика и лечение

Функциональная дислалия — причины, симптомы, диагностика и лечение

Дислалия

  • Замена букв в слове на похожие
  • Искажение звучания слова
  • Пропуск некоторых звуков

Дислалия – это патология, которая связана с неправильным воспроизведением звуков, при наличии нормального слуха и иннервации артикуляционного аппарата. Основную группу риска составляют дети дошкольного и младшего школьного возраста. Причины болезни будут отличаться в зависимости от её разновидности, однако основополагающими факторами выступают аномалии строения языка, губ, зубов или челюстей, а также влияние социальных факторов.

Для такого недуга характерно отсутствие звуков, их замена, смешение или искажение во время произношения. Это в дальнейшем может привести к проблемам с письмом, а также к развитию дисфагии или дислексии.

Установление правильного диагноза требует консультирования большого количества специалистов из различных сфер медицины. Выполнение лабораторно-инструментальных диагностических мероприятий не предусмотрено.

Лечение патологии состоит из нескольких этапов, отчего отнимает много времени и требует серьёзной работы не только врача, но и маленького пациента.

В международной классификации болезней десятого пересмотра подобное нарушение относится к категории «специфические расстройства развития речевой деятельности и языка» — код по МКБ-10 – F80.

Этиология

Существует большое количество предрасполагающих факторов, которые могут привести к возникновению подобного заболевания, отчего их принято разделять на несколько категорий.

Первая группа основывается на органических дефектах, которые приводят к появлению механической формы недуга. Из этого следует, что причины механической дислалии заключатся в:

  • неправильном строении составляющих периферического артикуляционного аппарата — к ним стоит отнести язык и губы, зубы и челюсти;
  • короткой уздечке языка, реже верхней губы;
  • массивном или, наоборот, чрезмерно маленьком и узком языке;
  • толстых и малоподвижных губах;
  • укорочении подъязычной связки;
  • неправильном прикусе;
  • аномалиях строения зубного ряда;
  • узком, низком или плоском верхнем небе.

Подобные нарушения могут быть как врождёнными, так и приобретёнными. Во втором случае основополагающую роль играют болезни и травмы зубочелюстной системы. Необходимо учесть, что наличие синдрома заячьей губы или волчьей пасти не приводит к дислалии, но становится причиной другой разновидности нарушения речевой функции под названием ринолалия.

Основным отличием механической дислалии от функциональной является то, что во втором случае строение составляющих артикуляционного аппарата не нарушено. Это означает, что полностью отсутствует органическая основа, которая может привести к неправильному звукопроизношению.

Наиболее вероятные причины функциональной дислалии обуславливаются:

  • неграмотным речевым воспитанием ребёнка – сюда стоит отнести подражание детскому говору и постоянное «сюсюканье»;
  • воспитанием ребёнка в семье, в которой разговаривают на нескольких иностранных языках – при этом происходит частый переход от одного произношения к другому, а также нередко отмечается заимствование некоторых слогов или слов;
  • неразвитостью восприятия звуков на слух;
  • педагогической запущенностью;
  • игнорированием того, что ребёнок неправильно произносит некоторые слоги или слова;
  • малой подвижностью речевого аппарата, что приводит к неумению правильно произносить те или иные звуки;
  • отклонениями умственного развития;
  • ослабленным иммунитетом ребёнка – клиницистами отмечено, что именно часто болеющие дети страдают от подобного нарушения.

Стоит отметить, что подобная форма нарушения речи считается одной из самых распространённых в логопедии, поскольку встречается:

  • примерно у каждого третьего ребёнка дошкольного возраста, т. е. пяти-шести лет;
  • в 20% случаев у школьников младших классов;
  • в 1% из всех случаев у детей старше восьми лет.

Классификация

В зависимости от тяжести протекания болезни дислалия делится на:

  • простую – характеризуется неправильным произношением только одной группы звуков, например, шипящих или свистящих;
  • сложную дислалию – отличается тем, что дефектно воспроизводится более двух групп звуков. В таких случаях говорят о полиморфной дислалии.

В зависимости от причин возникновения патология имеет несколько форм:

  • механическая дислалия – имеет под собой органическую основу;
  • функциональная дислалия – обуславливается влиянием социальных факторов или наличием обратимых нейродинамических нарушений в коре головного мозга.

Каждая из вышеуказанных форм имеет собственную классификацию. Таким образом, механическая форма подобного нарушения речи делится на:

  • сенсорную дислалию – формируется на фоне нейродинамических сдвигов с локализацией в центральных отделах речеслухового аппарата. В таких случаях ребёнок не может различить похожие звуки;
  • моторную дислалию – обуславливается аналогичными изменениями в речедвигательном анализаторе. Это означает, что малыш неправильно двигает губами или языком.

Кроме этого, выделяют следующие формы дислалии функционального характера:

  • артикуляторно-фонематическую – выражается в замене звуков на наиболее похожие;
  • артикуляторно-фонетическую – отличается тем, что ребёнок не может правильно на слух определить все составляющие слова;
  • акустико-фонематическую – характеризуется искажённым произношением звуков.

Фонетические нарушения произношения звуков, которые относятся к разным группам, при дислалии зачастую обозначаются терминами, образованными от букв, характерных для греческого алфавита. Таким образом, они выражаются в:

  • ротацизме;
  • ламбдацизме;
  • сигматизме;
  • йотацизме;
  • гаммацизме;
  • каппацизме;
  • хитизме.

К такой классификации также стоит отнести нарушения со стороны озвончения и оглушения, а также смягчения и твёрдости. При наличии такого нарушения речи в подавляющем большинстве случаев наблюдается присутствие сложных комбинированных дефектов.

Логопеды выделяют физиологическую дислалию – она объясняется возрастными ответвлениями фонематического восприятия. Подобная разновидность нарушения самостоятельно исчезает примерно в пятилетнем возрасте.

Симптоматика

Характерными клиническими проявлениями недуга считаются:

  • пропуск некоторых звуков – при этом клиницисты подразумевают полное отсутствие той или иной позиции, которая может находиться в любой части слова;
  • замена букв в слове на похожие – возникает такое стойкое замещение на фоне невозможности различить фонемы;
  • искажение звучания слова – это наиболее характерно для функциональной формы дислалии.

Несмотря на наличие таких нарушений, косноязычие ребёнка не отражается на:

  • лексике и грамматике, которая прогрессирует с возрастом;
  • слоговой структуре слова;
  • словарном запасе – он достаточно богат и зачастую соответствует возрастной категории пациента;
  • правильном употреблении падежей;
  • дифференциации множественного числа от единственного;
  • формировании связной речи – она находится на высоком уровне.

Диагностика

Установление правильного диагноза начинается с общих мероприятий, которые заключаются в работе клинициста с родителями пациента, и включают в себя:

  • сбор жизненного анамнеза маленького пациента, а также изучение данных касательно протекания беременности и родовой деятельности. Помимо этого, врачу очень важно выяснить, какие заболевания перенёс ребёнок. Это зачастую даёт возможность определить причины возникновения и разновидность недуга;
  • визуальный осмотр – необходим для изучения строения и подвижности органов, составляющих артикуляционный аппарат;
  • детальный опрос родителей больного на предмет первого времени возникновения и степени выраженности характерной симптоматики дислалии у детей.
Читайте также:  Слизистые выделения у женщин как сопли (прозрачные, без запаха, белые, тянущиеся) из влагалища до ил

Логопедическое обследование направлено на:

  • оценивание выполнения некоторых упражнений по подражанию;
  • изучение состояния звукопроизношения – при этом будут выявлены дефектно произносимые звуки. Для того чтобы получить соответствующую информацию врач использует специфические тесты, просит повторить и нарисовать услышанное. Именно это позволит выявить характер нарушения, в частности отсутствие, замену, смешение или искажение звуков.

Помимо этого, могут понадобиться дополнительные консультации специалистов из таких областей медицины:

  • стоматологии;
  • детской неврологии;
  • отоларингологии.

Некоторые формы дислалии, по своей клинической картине могут напоминать другие патологии. Именно по этой причине такой недуг, прежде всего, дифференцируют со стёртой формой дизартрии.

Лечение

Коррекция дислалии осуществляется консервативными методиками и состоит из нескольких этапов:

  • подготовительного;
  • фазы формирования первичных навыков произношения;
  • создание коммуникативных способностей.

На подготовительном этапе проводят:

  • ликвидацию анатомических нарушений, связанных со строением артикуляционного аппарата – это показано при органической дислалии;
  • артикуляционную гимнастику и логопедический массаж – при диагностировании моторной формы функциональной дислалии;
  • развитие фонематических процессов – при наличии сенсорного функционального нарушения речи;
  • улучшение мелкой моторики;
  • развитие обработки произношения звуков.

Фаза формирования первичных навыков произношения направлена на:

  • постановку отдельно взятого звука;
  • автоматизацию звуков в слоге, слове, предложении и тексте;
  • развитие умения дифференцировать звуки.

На последнем этапе лечения дислалии закрепляются навыки безошибочного употребления звуков в независимости от ситуации общения.

Очень важно, чтобы занятия с логопедом проводились регулярно, а именно не реже трёх раз в неделю. Не последнее место занимает домашняя терапия, направленная на выполнение заданий, поставленных клиницистом и осуществление упражнений артикуляционной гимнастики. Продолжительность такого лечения может варьироваться от одного месяца до полугода, в зависимости от формы и степени запущенности заболевания.

Профилактика

Специфические профилактические мероприятия, предупреждающие развитие такого нарушения речи, включают в себя:

  • рациональное ведение беременности и регулярное посещение акушера-гинеколога;
  • своевременное выявление анатомических нарушений со стороны строения или функционирования органов речи;
  • окружение ребёнка образцами правильной, грамотной и полноценной речи, которой он смог бы подражать;
  • обеспечение родителями ребёнка всесторонней заботой, полноценным физическим и умственным развитием;
  • контроль над состоянием здоровья малыша;
  • прохождение регулярного осмотра у педиатра.

Дислалия – нарушение речи, которое в подавляющем большинстве случаев поддаётся коррекции и успешно лечится. Это выражается в полном отсутствии каких-либо нарушений со стороны речи у взрослых, перенёсших в детстве такой недуг. Продолжительность и исход терапии диктуется несколькими факторами, среди которых – возрастная категория пациента, сложность подобного речевого дефекта и индивидуальные особенности маленького пациента.

Дислалия ( Косноязычие )

Дислалия – это различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи. При дислалии проводится логопедическое обследование строения и подвижности речевого аппарата, состояния звукопроизношения и фонематического слуха, при необходимости – консультации стоматолога, невролога, отоларинголога. Логопедическое воздействие при дислалии включает 3 этапа: подготовительный, формирование первичных произносительных навыков, формирование коммуникативных навыков.

МКБ-10

  • Причины
    • Причины механической дислалии
    • Причины функциональной дислалии
  • Классификация
  • Симптомы дислалии
  • Диагностика
    • Дифференциальная диагностика
  • Коррекция дислалии
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Дислалия – нарушение нормированного произношения и употребления звуков речи, не связанное с органическим повреждением ЦНС или органов слуха. Дислалия является наиболее распространенным в логопедии речевым нарушением, которое встречается у 25-30% (по некоторым данным – у 52,5%) дошкольников (5-6 лет), 17-20% младших школьников (1-2 класс) и у 1% детей более старшего возраста. В последние годы в структуре дислалии преобладающими стали полиморфные нарушения звукопроизношения, которые препятствуют дальнейшему нормальному овладению письменной речью и способствуют возникновению дисграфии и дислексии.

Причины

Причины механической дислалии

В основе неправильного звукопроизношения при механической дислалии лежат органические дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов, челюстей). Среди аномалий строения языка и губ, приводящих к дислалии, встречаются:

  • короткая уздечка языка или верхней губы. При укороченной подъязычной связке, прежде всего, страдает произношение верхнеязычных звуков.
  • макроглоссия (массивный, язык), микроглоссия (узкий, маленький язык). Макро- и микроглоссия обычно наблюдаются у детей с общим физическим или умственным недоразвитием
  • толстые, малоподвижные губы. При аномалиях губ отмечаются дефекты губных и губно-зубных звуков.

Анатомические дефекты зубочелюстной системы, обусловливающие механическую дислалию, могут иметь врожденный характер либо возникать вследствие заболеваний и травм. Дефекты строения костной основы речевого аппарата представлены:

  • неправильным прикусом (глубоким, перекрестным, открытым, прогенией, прогнатией);
  • аномалиями зубных рядов (диастемами, редко расположенными или мелкими зубы и т. д.);
  • высоким узким (готическим) или низким плоским верхним нёбом.

Следует отметить, что нарушения произношения, связанные с такими органическими дефектами речевого аппарата, как расщелины верхней губы, мягкого и твердого нёба, относятся не к дислалии, а к ринолалии.

Причины функциональной дислалии

При функциональной дислалии строение артикуляционного аппарата не изменено, т. е. отсутствует органическая основа для нарушения звукопроизношения. В этом случае причинами дислалии выступают неблагоприятные социальные или биологические факторы.

  • Социальные факторы: подражание детей неправильной речи взрослых (торопливой, косноязычной, диалектной), подражание взрослых детскому лепету («сюсюканье»), случаи билингвизма в семье, педагогическая запущенность.
  • Биологические факторы: общая физическая ослабленность у часто болеющих детей, минимальная мозговая дисфункция (ММД), способствующая запаздыванию речевого развития, несформированности фонематического слуха, речевых укладов и их переключений.

Классификация

С учетом причин нарушения звукопроизношения выделяют механическую (органическую) и функциональную дислалию. Механическая дислалия связана с дефектами анатомического строения артикуляционного аппарата. Функциональная дислалия обусловлена социальными факторами либо обратимыми нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга. Функциональная дислалия, в свою очередь, подразделяется на:

  • моторную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речедвигательного анализатора). При моторной дислалии движения губ и языка становятся в некоторой степени неточными и недифференцированными, что обусловливает приблизительность артикуляции звуков, т. е. их искажение (фонетический дефект).
  • сенсорную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речеслухового анализатора). При сенсорной функциональной дислалии затрудняется слуховая дифференциация акустически сходных фонем (твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих), что сопровождается смешением и заменами звуков в устной речи (фонематический дефект) и однотипным заменам букв на письме.
  • сенсомотрную. В случае одновременного наличия сенсорной и моторной недостаточности говорят о сенсомоторной форме дислалии.
Читайте также:  Головная боль при повышении внутричерепного давления - ЕМЦ

В зависимости от несформированности тех или иных признаков звуков (акустических или артикуляторных) и характера дефекта (фонетического или фонематического) выделяют дислалию:

  • акустико-фонематическую;
  • артикуляторно-фонематическую;
  • артикуляторно-фонетическую.

С учетом количества нарушенных звуков дислалия может быть простой (при неправильном произношении 1-4 звуков) и сложной (при дефектном произношении более 4-х звуков). Если нарушается произношение звуков из одной артикуляционной группы (например, только шипящих или свистящих), говорят о мономорфной дислалии; если из разных артикуляционных групп (например, свистящих и шипящих одновременно) – о полиморфной дислалии.

Фонетические дефекты произношения звуков разных групп (искажения) при дислалии принято обозначать терминами, образованными от букв греческого алфавита:

  • Ротацизм – недостатки произношения [р] и [р’]
  • Ламбдацизм — недостатки произношения [л] и [л’]
  • Сигматизм — недостатки произношения шипящих [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящих [с], [с’], [з], [з’]
  • Йотацизм – недостатки произношения [й]
  • Гаммацизм – недостатки произношения [г] и [г’]
  • Каппацизм – недостатки произношения [к] и [к’]
  • Хитизм — недостатки произношения [х] и [х’]
  • Дефекты озвончения и оглушения – замены звонких согласных парными глухими и наоборот
  • Дефекты смягчения и твердости — замены мягких согласных парными твердыми звуками и наоборот

При дислалии часто встречаются сложные комбинированные дефекты (сигматизм + ротацизм, ламбдацизм + ротацизм, сигматизм/ротацизм + дефекты смягчения и т. д.).

В том случае, если при дислалии имеет место фонематический дефект (замены звуков), к названию недостатки звукопроизношения прибавляется приставка «пара-»: параротацизм, параламбдацизм, парасигматизм, парайотацизм, парагаммацизм, паракаппацизм, парахитизм.

Симптомы дислалии

Дефекты звукопроизношения при дислалии представлены пропусками, заменами, смешениями и искажениями звуков.

  1. Пропуск звука — его полное выпадение в той или иной позиции (в начале, в середине либо в конце слова).
  2. Замена звука – это стойкое замещение одного звука другим, также присутствующим в фонетической системе родного языка. Звуковые замены вызваны неразличением фонем по тонким артикуляторным или акустическим признакам. При дислалии могут заменяться звуки, различные по месту артикуляции или способу образования, по признаку звонкости-глухости или твердости-мягкости.
  3. Смешение звуков — ребенок постоянно путает два правильно произносимых звука в речевом потоке (т. е. употребляет их то уместно, то неуместно). В этом случае механизм дислалии связан с незаконченностью усвоения системы фонем.
  4. Искажение звуков – это ненормированное произношение, использование в речи звуков, отсутствующих в фонетической системе русского языка (например, велярное или увулярное произнесение [р], межзубное или боковое произнесение [с] и др.). Искажение звуков обычно встречается при механической дислалии.

При функциональной дислалии, как правило, нарушается произношение одного или нескольких звуков; в случае механической дислалии – группы сходных по артикуляции звуков. Так, открытый передний прикус будет способствовать межзубному воспроизведению звуков переднеязычной артикуляции ([з], [с], [ц], [ч], [ж], [ш], [щ], [д], [т], [л], [н]), поскольку кончик языка не может удерживаться за передними зубами.

Лексико-грамматическая сторона речи при дислалии формируется в соответствии с возрастом: имеется достаточно развитая словарная база, не искажается слоговая структура слова, правильно используются падежные окончания, единичное и множественное число, имеется достаточно высокий уровень развития связной речи.

Наряду с патологическими формами дислалии в логопедии выделяют так называемую физиологическую дислалию, возрастное косноязычие или физиологические несовершенства речи, обусловленные возрастной несформированностью фонематического слуха или движений органов артикуляции. Такие недостатки звукопроизношения в норме исчезают самостоятельно к 5 годам.

Диагностика

Диагностическое обследование речи при дислалии начинают с выяснения особенностей течения беременности и родов у матери, перенесенных заболеваний у ребенка, раннего психомоторного и речевого развития, состояния биологического слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата (по медицинской документации). Затем логопед переходит к исследованию строения и подвижности органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и оценки выполнения серии упражнений по подражанию.

Собственно диагностика устной речи при дислалии включает обследование состояния звукопроизношения и выявление дефектно произносимых звуков с использованием соответствующего дидактического материала. В процессе логопедического обследования выявляется характер нарушения (отсутствие, замена, смешение, искажение звуков) в различных позициях — изолированно, в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных), словах (в начале, середине, конце), фразах, текстах. Затем проверяется состояние фонематического слуха – способность к слуховой дифференциации всех коррелирующих фонем.

В логопедическом заключении отражается форма дислалии (механическая или функциональная), вид дислалии (артикуляторно-фонематическая, акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая), разновидность неправильного звукопроизношения (ротацизм, сигматизм и т. д.).

Дифференциальная диагностика

При механической дислалии ребенку может потребоваться консультация стоматолога (стоматолога-хирурга, ортодонта); при функциональной дислалии – детского невролога. Для исключения тугоухости проводится консультация детского отоларинголога и исследование функции слухового анализатора. Дифференциальную диагностику дислалии, прежде всего, следует проводить со стертой дизартрией.

Коррекция дислалии

Работа по коррекции дислалии выстраивается в соответствии с тремя этапами работы: подготовительным, этапом формирования первичных произносительных навыков и этапом формирования коммуникативных навыков.

  1. Подготовительный этап. При механической дислалии необходимо устранение анатомических дефектов в строении артикуляционного аппарата (пластика уздечки языка или верхней губы, курс ортодонтического лечения). При моторной функциональной дислалии проводится развитие речевой моторики (артикуляционная гимнастика, логомассаж); при сенсорной функциональной дислалии – развитие фонематических процессов. Также для правильного звукопроизношения важным является формирование направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики, отработка произношения опорных звуков.
  2. Этап формирования первичных произносительных навыков. Включает постановку изолированного звука (по подражанию, с механической помощью, т. е. с использованием логопедических зондов или смешанным способом); автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях и текстах и дифференциацию звуков (при их смешении).
  3. Этап формирования коммуникативных навыков. На заключительном этапе по коррекции дислалии формируются навыки безошибочного употребления отработанных звуков во всех ситуациях общения.

Логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться регулярно, не реже 2-3-х раз в неделю. Важно, чтобы дома также выполнялись задания логопеда и артикуляционная гимнастика. Продолжительность занятий при простой дислалии — от 1 до 3-х мес.; при сложной дислалии – 3-6 мес.

Прогноз и профилактика

В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции. Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, регулярностью занятий, участием родителей. У дошкольников дефекты звукопроизношения корригируются быстрее, чем у школьников, у учеников младших классов – быстрее, чем у учеников среднего и старшего звена.

Профилактика дислалии требует своевременного выявления анатомических нарушений в строении органов речи, окружение ребенка правильными образцами для речевого подражания, всестороннюю заботу о физическом развитии и здоровье детей.

Читайте также:  Аква Марис инструкция, состав, показания, действие, отзывы и цены

Как справиться с дислалией?

Когда ребенок неверно произносит звуки, пропускает либо заменяет другими, скорее всего речь идет о дислалии. Подобная речевая проблема распространена среди дошкольников, однако оставлять его без внимания и коррекции недопустимо.

Этот дефект становится проблемой после поступления в школу, маленькому ученику сложно научиться читать, в письменной речи он допускает массу ошибок. Что же должно насторожить, когда начинать бить тревогу, куда обращаться за помощью? Рассмотрим по порядку.

Общие сведения

Дефект речи, при котором человек пропускает звуки, заменяет их на другие либо произносит некорректно, называется дислалией.

В процессе того, как малыш учится говорить, ошибки неизбежны. Однако есть возрастные нормы становления звуков. Обратиться за консультацией к логопеду необходимо если ребенок:

  • В 3 года неправильно произносит, либо меняет звуки [з], [с] [ц].
  • В 4 у него проблемы с [ч], [щ], [ш], [ж].
  • В 5 и старше не чисто произносит любые звуки, меняет парные согласные.

Если вовремя начать коррекцию, от речевых дефектов можно успешно избавиться. План работы логопеда и, при необходимости, других специалистов будет зависеть от формы дефекта.

Классификация дислалии

По этиологии существует несколько разновидностей заболевания.

Причина механической формы – патология органов речи (языка, губ и пр.)

Функциональная связана с неточным восприятием звуков и их произнесением.

Моторная подразумевает не точное движение органов речи, звуки произносятся грязно, размыто (фонематическое искажение)

При сенсорной форме ребенку сложно различать на слух звуки, в следствии чего, он их путает, меняет (акустическое расстройство). Важно то, что органы слуха сформированы правильно, т. Е. это не проблема слуха, а проблемы с восприятием, дифференциацией.

Сенсомоторная форма включает как проблемы и с восприятием звуков и с их воспроизведением.

По количеству «проблемных» звуков различают следующие формы дислалии:

  • Простая (до 4).
  • Сложная (5 и больше).

Структура речевого дефекта при дислалии делится на:

  • Полиморфную. Искажение произнесения разных групп звуков
  • Мономорфную. Проблема с одной группой (только шипящие, только сонорные и пр.)

Классификация по неправильно произносимым звукам:

Виды Звуки, при произнесении которых возникает проблема
Гаммацизм [г’],[г]
Ламбадацизм [л’] [л]
Сигматизм [ш],[щ],[ч],[ж],[з’],[з],[с’],[с]
Ротаризм [р],[р’]
Каппацизм [к’],[к]
Йотаризм [й]
Хитизм [х],[х’]

Если ребенок меняет звуки к термину добавляют приставку пара: парасигматизм и пр.

Так же распространенные дефекты произношения звуков:

  • Смягчения – большую часть твердых звуков произносит мягко.
  • Озвончения. Замена глухих на звонкие.
  • Оглушения. Звонкие произносит глухо.

Для правильной постановки диагноза и адекватной коррекционной работы важно понять, откуда взялась патология.

Причины дислалии

При механическом типе, речевые дефекты связаны с проблемой строения органов речи. Они бывают:

  • Врожденные. Передаются по наследству, проблема внутриутробного развития.
  • Приобретенные. Травмы, хирургические вмешательства, отсутствие зубов. В этом случае проблема появляется даже у взрослых.

К врожденным патологиям, служащим причиной механической формы относятся:

  • Низко расположенное, либо узкое небо.
  • Укороченная уздечка верхней губы, языка.
  • Нарушенный прикус.
  • Малоподвижные губы.
  • Проблемы с зубами (слишком мелкие, отсутствуют и пр.)
  • Не соответствующий размер языка (большой или чересчур маленький).

При функциональной форме речевой аппарат малыша сформирован правильно, у него здоровые органы слуха и психические функции сохранны. Патогенез функциональных изменений речи обусловлен рядом причин:

  • Малыш копирует речь других. В окружении есть маленькие дети либо кто-то с неправильным звуковоспроизведением.
  • С ребенком часто сюсюкают. Некоторым родителям кажется милым в разговоре коверкать слова, произносить их по-детски.
  • Педагогическая запущенность. С детьми не разговаривают, либо занимаются крайне мало. Такое бывает в неблагополучных семьях, или в селах, когда родители сутками работают.
  • Двойная языковая политика. Молодые родители, посмотрев передачи про суперталантливых деток, пытаются научить их нескольким языкам одновременно. Эффект бывает обратный. Так же проблема возникает, когда родители, разговаривают на 2 и более языках.
  • Слабо развито восприятие звуков, не видит отличие между схожими звуками.
  • Частые болезни. Ребенок тратит время не на развитие, а на выздоровление.

Чем раньше родители обнаружат проблему, тем быстрее и легче будет ее решить.

Симптомы дислалии

Общаясь с ребенком, заметить дефекты звукопроизношения очень просто. Конечно, мама, папа и близкое окружение малыша привыкает к его речи и понимает практически все, что он говорит. Однако игнорировать сложности с произношением, списывать на возраст не стоит.

Диагностика проводится, если отмечается:

  • Замена схожих звуков: шарик – сарик.
  • Пропуск букв: мячик – мяик, кошка – кока.
  • Не чистое произношение, посторонние звуки в виде свиста, хрипения и пр.
  • Смягчение, оглушение звуков, отсутствие твердых, мягких согласных: стол – сьтоль, спать – сьпать, зайчик – сайчик.
  • Чередование правильного и ошибочного звуковоспроизведения.

Если специалист подтверждает наличие проблемы, маленькому пациенту назначают обследование.

Диагностика дислалии

Схема логопедического обследования включает:

  • Общение с малышом. Ему показывают картинки, просят назвать изображение. Затем ребенок повторяет за логопедом. Так обнаруживаются группы проблемных звуков.
  • Опрос родителей, нужна информация о: круге общения ребенка, особенностях беременности, родов, особенности поведения. Необходимо изучить историю болезни.
  • Визуальный осмотр. На наличие видимых изменений речевого аппарата.

Дифференциальная диагностика требует консультации:

  • Стоматолога.
  • ЛОР- врача.
  • Педиатра.
  • Психолога.
  • Детского невролога.

После того, как диагноз поставлен, начинается основная работа.

Коррекция дислалии

При механическом виде заболевания, потребуется помощь стоматолога, хирургическое вмешательство.

При функциональном виде, основная нагрузка ложится на логопеда. Деятельность направлена на:

  • Общее развитие речевого аппарата (артикуляционная гимнастика).
  • Поэтапная постановка звуков. Работа над правильной артикуляции.
  • Занятия направленные на развитие памяти, речи.

Важно, чтобы родители работали в тандеме со специалистом, выполняли задания на дом. Важную роль играют занятия с психологом, развитие мышления, восприятия и других функций.

Прогноз на выздоровление и меры профилактики

Говорят, гору осилит идущий. Систематическая работа позволяет решить проблему полностью. Длительность коррекции зависит от формы речевого дефекта, количества проблемных звуков. Обратившись за помощью в возрасте 3 – 4 лет, вы успеете поставить речь до поступления в школу.

  • Регулярное общение. Адекватная речь родителей.
  • Совместные занятия, чтение сказок, рассматривание картинок.
  • Развитие мелкой моторики, лепка, рисование.

Рассмотренный нами дефект речи является распространенной проблемой, если не пускать ситуацию на самотек, можно ее успешно решить.

Ссылка на основную публикацию
Фукорцин при герпесе показания, применение для детей, как пользоваться
Применение Фукорцина при герпесе Фукорцин при герпесе применяется в качестве вспомогательного средства. Он не обладает активностью по отношению к вирусу...
Фосфолипиды, Глицерофосфолипиды — БИОХИМИЯ
Фосфолипиды. Фосфатидилэтаноламины и фосфатидилсерины (кефалины), фосфатидилхолины (лецитины) – структурные компоненты клеточных мембран. К сложным липидам относят липиды, имеющие в молекуле...
Фосфор в крови норма, повышен, понижен в анализе
Фосфор в крови В крови человека обязательно должен присутствовать фосфор, наряду со многими другими элементами. Отклонение уровня фосфора в крови...
Фулфлекс капсулы инструкция по применению · GitHub
Фулфлекс инструкция цена в украине Одной из самых частых возрастных проблем является подагра, однако сегодня боль в суставах можно лечить...
Adblock detector